Главная
Регистрация
Вход
Четверг
19.09.2024
05:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

  
Главная » 2014 » Май » 3 » Астащенко Елена Васильевна
18:54
 

Астащенко Елена Васильевна

Творчество Сергея Есенина и Владимира Маяковского. Авангард.

Фольклорные и библейские традиции в раннем сборнике Есенина «Радуница». Мессианство (С.Семенова) новокрестьян (Клычков, Клюев) и языковые игры имажинистов (Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова, Кусикова) как пройденные этапы в творчестве С.Есенина. Обманутое упование на крестьянский новый рай («Инония», теоретически – в «Ключах Марии») и деревенская эсхатология («Мир таинственный, мир мой древний», «Сорокоуст»). Антиурбанистическая тематика, в т.ч. антиамериканская («Железный Миргород»). Неутешительные итоги революции («Кобыльи корабли», «Страна негодяев», «Анна Снегина»). Пушкинское в «Пугачеве» Есенина. Моцартианское двойничество и притча о блудном сыне в поэме «Черный человек».

Художественные мир ранней лирики Маяковского. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно» (синтез искусств – музыкальность, кинематографичность). Пафос революционного переустройства мира. Сатирическая поэзия. Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Флейта-позвоночник». Тема поэта и поэзии. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Четыре крика долой (ваши любовь, искусство, государство, религию) в поэме «Облако в штанах». Философия русского космизма в поэме «Про это». Фантастическое и сатирическое в драматургии Вл.Маяковского («Клоп», Баня).

Сатира и юмор первой трети XX века

Обрядово-ритуальные истоки смеховой культуры (Бахтин, Вулис, Пропп, Лихачев, Даркевич). Виды комизма: положений (интриги), например, в "Бане" и "Актере" М.Зощенко, нравов ("Нервные люди" Зощенко, "Одесские рассказы" и «Гедали» (юмор как национальная особенность и защита) И.Бабеля, "Эпоха и стиль" Арк.Бухова),характеров ("Демоническая женщина" Тэффи, "Декадент" В.Дорошевича, "Поэт", "Неизлечимые" А.Аверченко, "Аристократка" Зощенко, "Девять" И.Бабеля), сатирический (М.Горький "Яшка", Вяч.Шишков, В.Лебедев-Кумач, Л.Никулин, Б.Самсонов, С.Заяицкий, М.Козырев, М.Волков, П.Романов, А.Зорич, М.Кольцов, В.Катаев; в поэзии – Д.Бедный). Приемы: гипербола, литота, гротеск (гоголевские Иван И. и Иван Н. с лицами редьками вниз и вверх), внешность человека, отраж. внутр.сущность ("Три толстяка" Ю.Олеши), сходство персонажей (Бобчинский-Добчинский) и дублирование ситуаций (флирт Хлестакова с дочкой и мамашей, "Смерть чиновника" А.Чехова), антитеза ("Толстый и тонкий" А.Чехова), овеществление-марионеточность-механистичность, "одурачивание" и посрамление воли (фильмы с Ч.Чаплином), осмеяние профессий, алогизм => театр абсурда, парадокса (Д.Хармс, А.Введенский "Елка у Ивановых"). Пародия, бурлеск, травести. Шарж и карикатура. Языковые средства: каламбур, паронимическая аттракция, ложная этимология, физиологизация речи). Жанры в прозе: рассказ, очерк, фельетон. В другом роде: драматургия Н.Эрдмана ("Мандат", "Самоубийца"), поэзия Саши Черного. "Сатирикон". "Гудок". Традиции commedia dell'arte в драматургии Евреинова.

Ирония (от немецкого романтизма до русского модернизма) как авторский взгляд с высоты идеала. Сатирическое, лирическое и трагическое в романах И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". Эксперимент ("Театр Колумба") и конъюнктура ("Гаврилиада" Ляписа-Трубецкого) в новом искусстве (по роману "Двенадцать стульев"). Портрет и панорама эпохи в романах Ильфа и Петрова и "Собачьем сердце" и "Роковых яйцах" М.Булгакова.

Творчество М.Булгакова

Религиозно-философская проблематика романа «Мастер и Маргарита». Новое доказательство бытия Бога (или нравственный/категорический императив из «Критики практического разума» или «Религии в пределах чистого опыта») И.Канта в структуре романа (тема, идея, композиция, сюжет) и «седьмое доказательство» Воланда. Близость Последнего Приюта Вечного Дома Мастера миру субъективного идеалиста И.Канта.Почему и до встречи с Воландом Мастер принадлежал его «ведомству»? Почему москвичи охотно подписывают договор с Воландом? (ср. «Повесть об антихристе» В.Соловьева). Неземная любовь Мастера и Маргариты с первого взгляда (см. Фома Аквинский). Лирического героя какого русского поэта-символиста (цикла, стихотворения) и почему напоминает их союз? "Белый доминиканец", "Голем" и "Ангел Западного окна" Г.Майринка в идейно-художественной структуре романа. Идейно-художественное своеобразие романа. Аллюзии и реминисценции. Жанровое своеобразие: черты символистского, модернистского романа, мениппеи, антиутопии. Роль художественной детали в одежде и атрибутике героев: Воланд (трость-шпага с набалдашником в форме пуделя, треугольник на крышке портсигара); Понтий Пилат (Всадник Золотое Копье в белом плаще с кровавым подбоем, а не в римской тоге с пурпурной каймой); Мастер (почему он себя так именует, почему в эпизоде полета он с косичкой XVIII века и в ботфортах?); Коровьев (клетчатая одежда, треснутое пенсне, шутка о свете и тьме, преображение в темно-фиолетового рыцаря); почему Маргарита стала королевой бала? Финал «Золотого горшка» Э.Т.А.Гофмана и Вечный Приют «трижды романтического Мастера». Общие черты романтического мира. Приемы Хромого беса и Клеофаса из плутовского романа Луиса Велеса Де Гевара «Хромой бес» в деяниях свиты Воланда. Комические и смеховые приемы в создании образов москвичей 30-х гг. Пункты прощальных поджогов в W-образном маршруте свиты Воланда.

Темы и идеи дополнительных творческих заданий. Драматургия Булгакова. Чеховские традиции в драме «Дни Турбиных». Тип авантюриста в пьесах Булгакова. Соотношение сатиры и юмора в комедии «Зойкина квартира». Гений и власть в драме «Кабала святош». Принципы характеросложения в драме «Последние дни». Роль фантастики в пьесах «Адам и Ева» и «Блаженство». Сопоставление с его фантастическими повестями (ведь «проза и драма, как правая и левая рука пианиста»): «Собачье сердце», «Роковые яйца». Признаки антиутопии в пьесах «Адам и Ева» и «Блаженство». Жанровая система драматургии. Жанр трагифарса. Интерпретация исторического процесса. Формы комизма, виды условности в пьесах. Художественное время и пространство в пьесах. Жанрово-стилевое своеобразие пьесы «Зойкина квартира». Система персонажей в пьесе «Дни Турбиных». Символика Дома и Города в пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных». Интерпретация истории в пьесе «Багровый остров». Проблемы искусства в пьесе «Багровый остров». Мотив «бега» в драматургии М. Булгакова о гражданской войне. Мифологема сна в пьесе «Бег». Наука и нравственность в пьесе «Адам и Ева». Утопия в жанровой структуре «Адама и Евы». Фантастическое и реальное в пьесе «Блаженство». Образ Мольера в драме «Кабала святош». Художественный психологизм в пьесе «Кабала святош». Своеобразие композиции и типология характеров в драме «Пушкин». Идеал и действительность в пьесе «Дон Кихот». Роль стилистического контраста в композиции пьесы «Батум». Сталин в оценке Булгакова (пьеса «Батум»). Мотив безумия в пьесе «Иван Васильевич». Художественное обобщение и конфликт в пьесе «Иван Васильевич». Булгаков в театре и кино.

Творчество Е.Замятина и А.Платонова

«Мы» (1921) – первое произведение в жанре антиутопии. Образы D-503 (в контексте социалистов-утопистов – отца Икарии Э.Кабе, Фурье, Сен-Симона) и R-13 – отражения пролеткультовской поэзии (Богданов, Гастев, Герасимов, Дорогойченко, Кириллов, Родов, Александровский, Садофьев). Связь с фантастическими романами А.Богданова «Красная звезда» (и теорией «Всеобщая организационная наука (тектология)» и В.Брюсова «Республика Южного Креста». Экспрессионистский портрет, пейзаж, лейтмотив противопоставленных символов «вечной женcтвенности» (0-90 и I-330). Синтез искусств (см. И.Минералова "Анализ худ.произведения") в теории и практике Е.Замятина. «Краткая повесть об Антихристе» Вл.Соловьева и «Поэма о Великом Инквизиторе» Ф.Достоевского (+«Легенда о Великом Инквизиторе» В.Розанова в философско-религиозном плане романа). Роль аллюзий и реминисценций в композиции, сюжете, художественной детали (Г.Уэллс «Пища богов» и нефтяная пища единых,утопии, обобществляющие женщин и детей, – «Государство» Платона, «Город Солнца» Кампанеллы). Воплощенные идеи в эпопее Ф.Гладкова «Цемент» (1925). Философское противостояние Замятина с утопистами Ф.Бэконом, С.де Бержераком, Д.Верасом и другими. Западные наследники: О.Хаксли «Дивный новый мир» (1932), «Обезьяна и сущность», К.Чапек «R.U.R.», «Война с саламандрами», Дж.Оруэлл «1984» (противоположный вывод – вседозволенность потребительства страшнее тоталитаризма), А.Шмидт «Республика ученых», Э.Берджесс «Заводной апельсин», К.Кизи «Полет над гнездом кукушки», Ч.Паланик «Бойцовский клуб». Антиутопии в кинематографе («Эквилибриум» по Замятину, М.Форман «Полет над гнездом кукушки», безвыходная система «Матрицы» братьев Вачовски). Контркультурные поджанры (киберпанк, клок-, аэро-, стим-, дизель-, био-, сплаттер-, стоун-, сандал-, нано- и атомпанк).

«Чевенгур» (27-30) и «Котлован» (29-30). Философия русского космизма, супраморализм Н.Федорова. Космисты Циолковский, Вернадский, Чижевский и другие как магистральная философия 20-х годов. Жанровое многообразие «Чевенгура» (антиутопия, утопия, миф, магический реализм, сказка, мениппея). Условно первая часть «Чевенгура» – «Происхождение мастера». Противопоставление пожирающей (Кондаев, семья столяра) и умирающей природы «новому искусному миру» техники, в котором человек превзошел и обессмертил себя. Амбивалентное начало – живой трепет «вещества существования», любовь к людям (усыновление Захаром Сашки). Хилиастические обетования компартии. Религиозные «самозародившиеся коммунизмы» – совхоз, где живет бог (см. Фрэзер «Золотая ветвь» в главе «Воплощенные боги в образе людей») «Дружба бедняка», гротескные рыцари, «донкихоты» революции Степан Копенкин и Пашинцев. Роза Люксембург и идея «научного воскресения» от тектологии (Богданов). Постсимволистский софийный образ «невозможной вечной невесты человечества» – Соня Мандрова. Разрушительное начало – Сербинов (мещанин, деталь – записная книжка собственника, могила матери, потребительство), Прошка Дванов (тиран, см. «Поэму о Великом Инквизиторе»). Апокрифическое христианское начало в Сашке. Образ Китежа в финале замутнен (озеро Мутево), циклическая композиция (ср. роман-миф, магический реализм). Отцовское, божественное (поиск безотцовщиной) и материнское, родное, природное (освобождение и возвращение) начало. Православные экфрасисы позднего Платонова «Девушка Роза», «Взыскание погибших». Новаторская драматургия («Шарманка», «Без вести пропавший, или Избушка возле фронта», «Голос отца», «Ноев ковчег»).

Творчество В.Распутина, В.Белова, В.Астафьева

Фольклорные аллюзии и мифопоэтические мотивы и образы в «деревенской прозе». Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой» (1976). Предание о материнской церкви. Амбивалентное отражение духовных стихов и быличек в образе Богодула. Архетипическое в художественном своеобразии феномена детства (Колька). Заклятия и молитвы в стилевом единстве повести (например, роль «жуткой молитвы» Дарьи у кладбища). Малые фольклорные жанры в сюжете и авторской речи., Народные приметы и суеверия (пропавшая кошка Нюня, половик под порогом, самовар, который нельзя заворачивать при переезде). Славянский церковно-народный месяцеслов («Это шел месяц-поспень. Поспевало в огородах, в полях, в лесах, поспела, по бабьи вызрев и отгуляв, Ангара, в которой после Ильина дня отрезно, как после свадьбы, никто не купался, потому что «олень в воду написал», нельзя»). Отголоски языческих традиций в мире деревенской прозы (например, сцена после сенокоса, «игрища молодежи на лугу», быличка о Проне, «русалочьем муже»). Сказочное (трикстеры) и социально-бытовое (поборники прогресса): Петруха (Никита Зотов) и Клавка Стригунова. Символ Избы, Царского Лиственя, Хозяина в философско-религиозной основе повести. Смысл названия. «Нравственный манифест» в повести «Прощание с Матерой»: размышление Дарьи о памяти, родителях, совести, смысле жизни («узелки»). Эпическое и трагическое в повести. Две жизни Павла Пинигина. Строитель Братской ГЭС Андрей Пинигин и поэма Е.Евтушенко «Братская ГЭС» (1964-65). Демоническое в «пожогщиках» и «туристах», противоречивая роль Воронцова. Легенда о Китеже в финале повести. «Живи и помни» (1975) и В.Белов «Привычное дело». Женские образы «деревенской прозы»: Настёна Гуськова (и см. статью В.Распутина "Cherche la femme" // "Наш современник", N3, 1990) и Катерина Дрынова. Андрей Гуськов и герои Достоевского. Иван Африканович Дрынов – крестьянский философ (см.монографию В.Недзвецкого). Фольклорное влияние на сатиру (трикстерство Винька Козонков) и юмор «Плотницких рассказов». Добрый молодец Олеша Смолин и недоброе время.

В.Астафьев «Царь-рыба» (1976). Жанровое своеобразие (роман в рассказах, автобиографические черты). Мифопоэтическое (эвенкийская тема) и философско-религиозное в рассказах «Бойе», «Капля». Экологическая проблематика рассказов «Дамка», «Рыбак Грохотало», «Летит черное перо». Лагерная тема и амбивалентность советского праведника в рассказе «Не хватает сердца» (христианский и сталинистский патриотизм, нравственность и самопожертвование). Нравственное падение современного человека («У золотой карги», «Нет мне ответа»). Критика ницшеанского сверхчеловека и прозападной культуры (сквозной образ Гоги Герцева). Фольклорно-поэтическое в образе Акимки («Уха на Боганиде», «Поминки»). Притча «Сон о белых горах», лирический импрессионистический очерк «Туруханская лилия». Критика женской эмансипации. Тема любви.

Противопоставление деревенского лада городской разобщенности – враждебным отношениям между супругами («Обмен» Ю.Трифонова), инфантильным и непочтительным детям («Предварительные итоги» Ю.Трифонова), выхолощенной, бессмысленной и обезличивающей, службе (московские повести Ю.Трифонова),выживанию ценой преступления («Удавшийся рассказ о любви» В.Маканина).

Просмотров: 3160 | Добавил: thecipar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz