Главная
Регистрация
Вход
Четверг
19.09.2024
05:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

  
Главная » 2014 » Февраль » 14 » Художественная литература в психологическом обр
15:56
 

Художественная литература в психологическом обр


Щербакова Н.А. Художественная литература в психологическом образовании

Цена: 115 руб.

Щербакова Н.А.

Художественная литература в психологическом образовании / Н.А. Щербакова. – М.: Университетская книга, 2009. – 160 с.

ISBN 978-5-98699-094-1

Рассмотрены сущность, структура, механизмы и формы выражения профессиональных способностей студентов-психологов. Раскрыта специфика функциональной организации художественного текста. Проанализированы индивидуальные особенности его восприятия. Особое внимание уделено опытно-экспериментальному развитию профессиональных способностей студентов-психологов средствами художественной литературы.

Для ученых и специалистов в области психологии и педагогики. Представляет интерес для студентов высших учебных заведений, получающих образование по специальности «Психология».


ПЕЧАТНАЯ ВЕРСИЯ... СКАЧАТЬ*
Условия заказа Для получения доступа к электронному изданию необходимо скачать его по ссылке выше, открыть файл и следовать инструкциям. Стоимость доступа 115 руб. Оплата производится по выставляемому счету, пароль высылается на Вашу электронную почту после оплаты.
Для ознакомления с программной оболочкой наших изданий можно скачать демонстрационный файл**.
Для знакомства с самой книгой представляем Вам ее фрагмент.
*Если браузер отказывается принимать файл, то проблема коренится в браузере, а не в нашем файле. Используйте в этом случае другой браузер.
**Системные требования: Windows 2000/2003/XP/Vista/win7, поддерживаются 32-разрядные и 64-разрядные системы.
Если у вас возникли вопросы, связанные с электронными изданиями, обращайтесь по адресу universitas@yandex.ru.

Введение

Сложившаяся в последнее время тенденция модернизации современного образования имеет теоретическое и практическое значение как в плане реализации целей научного поиска в ситуации кризиса общественных систем, так и в плане субъектного становления и развития активной, гармоничной личности в условиях образовательного процесса в вузе.

Одной из центральных идей образовательного процесса является идея гуманизации образования (Г.И. Аксенов, Н.И. Вьюнова, П.Я. Гальперин, С.М. Годник, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.). Соответственно приоритетной задачей современного образования является формирование субъектной позиции личности учащегося, позиции предполагающей возможность проявить свои способности, реализовать направленность и творческий потенциал.

В современном мире человек, чтобы реализовать свой потенциал, должен уметь управлять собственной жизнью. В связи с этим возрастает роль активности человека в выстраивании пространства собственной жизни.

Проблема субъектного развития личности рассматривается в работах многих ученых в разных направлениях: субъектная позиция личности (А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн); научные основы психологии субъекта (Г.В. Акопов, В.В. Знаков); развитие и становление субъекта деятельности в образовательном пространстве (Л.И. Божович, Н.И. Вьюнова, С.М. Годник, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская).

Так, А.В. Брушлинский утверждает, что «важнейшее из всех качеств человека – быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатов».

В.А. Лабунская считает, что «в данном определении необходимо подчеркнуть такое свойство субъекта, как “преобразовательная активность, соответствующая уровню развития индивида”. Этот параметр субъекта позволяет любого человека квалифицировать в качестве субъекта, имеющего характерные для его уровня развития вид, качество, форму, способы, средства преобразовательной активности». В категории «субъект», по мнению В.В. Знакова, воплощены представления о способе самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий осуществления деятельности, т.е. в конечном счете бытия человека в мире. По В.В. Знакову, «субъект находится внутри бытия, обладает психикой, сам творит свою жизнь в мире и понимает его». Как подчеркивает автор, «человеческое бытие невозможно понимать абстрактно, т.е. не будучи включенным в него. Поскольку человек сам является участником событий, включенным в социальные ситуации, то его бытие представляет собой субъектность, объективированную в процессах, явлениях, предметах человеческого мира».

З.И. Рябикина пишет: «Бытие личности – это объективированная в процессах и предметах мира субъективность. Бытие есть процесс воплощения смыслового содержания личности в фактах средовых преобразований».

По утверждению Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова, «чтобы стать субъектом, человек должен постоянно превращать саму свою природу в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к миру, превращать предпосылки и условия своей жизни во вторую природу».

Современное образование, развивая субъектный подход, определяет субъектную позицию как цель образования и как необходимое условие продуктивности образовательного процесса.

В первом случае предпринимаются попытки определить основные критерии и показатели субъектности студента в образовательной системе, а также факторы, влияющие на развитие субъектности, барьеры, препятствующие этому процессу.

В частности, в дидактической системе образования к основным критериям субъектности относят следующие:

  • осознание себя субъектом, самостоятельно решающим задачи собственного образования с использованием методов и средств, предоставляемых образовательной средой;
  • осознание значимости своего интеллектуального труда для других людей; способность находить, преобразовывать и использовать информацию для достижения собственных целей;
  • потребность в рефлексии как условии осознанного регулирования своего поведения.

При этом высшим уровнем субъектности является самостоятельная продуктивная творческая деятельность (А.М. Коротков, Н.К. Сергеев).

В контексте второго направления создаются условия для саморазвития, самодеятельности студентов, когда педагог опирается на представление об учащемся как о «саморазвивающейся системе», ориентируясь на взаимодействие, сотрудничество с ним.

Понятие «позиция» традиционно выступает как интегральная характеристика личности и деятельности, причем вне деятельности позиция не может быть проявлена, осуществлена.

В гуманистической психологии позиция представляет собой ценностно-смысловой аспект самореализации личности, который прежде всего проявляется в системе отношений не только к себе, но и к другим ценностям, смыслам, субъектам, объектам.

Таким образом, субъектная позиция студентов-психологов вуза может рассматриваться как «сложная, интегративная характеристика личности субъекта, отражающая его активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к миру и жизни в целом» (Г.И. Аксенова). Она состоит из трех компонентов: мотивационно-ценностного, отношенческого и регулятивно-деятельностного. Мотивационно-ценностный компонент выражается через осознанность выбора будущей профессии, личностный смысл ценностей, учебно-познавательные мотивы и интересы. Отношенческий компонент проявляется в системе субъектных отношений студента и его взаимоотношениях с миром, людьми, самим собой. Эти два компонента субъектной позиции определяют стратегию поведения и жизнедеятельности молодых людей. Регулятивно-деятельностный компонент характеризует реализацию этой стратегии и проявляется в практической деятельности по самоопределению, самовыражению и саморазвитию студента в его учебной деятельности.

Одна из актуальных проблем в психологии – проблема развития личности. Понятие «развитие», по мнению многих исследователей (Л.С. Выготский, Х. Вернер, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин и др.), является основным в психологии и включает в себя самостоятельные процессы, в том числе становление и приобретение.

Исходя из этого под развитием субъектности будем понимать непрерывный процесс закономерного изменения психической реальности человека, состоящий из становления и обретения качеств личности. Обретение субъектности человеком есть следствие его активности при взаимодействии с миром, которая является способом проявления субъектности, т.е. обретение субъектности – это единый процесс приобретения и проявления субъектности личности.

Многие исследователи, среди которых Л.С. Выготский, Е.А. Корсунский, О.И. Никифорова, Ю.Н. Емельянов, З.Л. Рез и другие, справедливо отмечают огромную роль художественной литературы в творческом, гармоничном развитии личности и ее субъектной позиции.

Подобное влияние художественной литературы определяется самой ее природой, которую традиционно связывают с субъективностью художественного текста, т.е. непременным наличием авторской оценки изображаемого. Художественный текст в силу своей эмоциональной генетической особенности не ограничивается изображением внутреннего состояния самого автора, а преображает мир во всем многообразии посредством образов, оценивая его, признавая его достоинства, значительность, т.е. делая его ценностью и для автора, и для читателя. Художественное слово – слово, непременно оценивающее все, к чему оно прикасается, слово с проявленной ценностью. Следовательно, художественная литература способна одновременно развивать ряд ценнейших качеств личности, таких как эмоциональная тонкость, способность к сопереживанию, сочувствию, пониманию других людей, богатству воображения и др.

Учебная дисциплина «Художественная литература как источник психологических знаний» является первостепенной в подготовке профессиональных психологов. Спецкурс призван средствами художественной литературы развивать профессионально значимые способности студентов-психологов, среди которых эмпатические способности, психологическая проницательность, психологизм восприятия, альтруистическая направленность личности, читательские способности и другие, а также влиять на их личностный и профессиональный рост.

Курс рассчитан на один семестр обучения студентов-четверокурсников на очном (дневном) отделении и носит интегративный характер, что дает возможность выпускникам по-новому осмыслить уже изученный учебный материал по дисциплинам «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Общая психология», «Общий психологический практикум». Кроме того, в рамках данного курса используются сведения по лингвистике, литературоведению, критике и психолингвистике.

Основная цель данной дисциплины состоит в ознакомлении студентов с основными теоретическими положениями и концепциями отечественной и зарубежной психологии, литературоведения, лингвистики, а также с методами и приемами эффективного психологического анализа художественного текста.

Задачи этой дисциплины следующие:

1) усвоение студентами системы знаний о психологии восприятия и анализе художественного текста;

2) формирование представлений о интегративном и прикладном характере полученных знаний;

3) ознакомление будущих специалистов с различными проблемами психологии восприятия и анализа художественных текстов;

4) развитие профессионально важных качеств студентов-психологов, среди которых эмпатические способности, психологическая проницательность, психологизм восприятия, альтруистическая направленность личности, читательские способности и др.;

5) актуализация потребностей в профессиональном самосовершенствовании и самовоспитании.

Целям организации продуктивной учебной работы студентов по курсу «Художественная литература как источник психологических знаний» служит настоящее издание. В него включены такие разделы и темы, значение которых подтверждено практикой преподавания психологии на психологических факультетах.

Курс составлен с учетом современных требований и опирается на классические и новейшие исследования в области психологии. Книга состоит из четырех разделов, логически взаимосвязанных друг с другом.

Основной целью первого раздела «Сущность, структура, механизмы и формы выражения профессиональных способностей» является ознакомление студентов с классическими и современными научными представлениями о сущности профессиональных способностей.

Во втором разделе «Специфика функциональной организации художественного текста как средства развития способностей студентов-психологов» значительное внимание уделяется проблеме эстетической функции художественных образов и системе их организации как эффективного средства развития способностей студентов-психологов, дающего системное видение психологии человека.

Третий раздел «Восприятие художественной литературы как условия развития способностей студентов-психологов» знакомит студентов с индивидуальными особенностями восприятия художественного текста, со стадиями их протекания, характерными компонентами эмпатических способностей и определяет основные критерии эмпатийного восприятия.

Четвертый раздел «Опытно-экспериментальное развитие способностей студентов-психологов средствами художественной литературы» имеет практическую и развивающую направленность. Его цель – помочь будущим специалистам-психологам в выполнении их профессиональной деятельности.

Помимо лекций и семинаров, особое место отведено самостоятельной работе студентов и их литературному творчеству.

Студент в течение одного семестра должен не только усвоить теоретические знания, но и приобрести умения и навыки проведения анализа организации художественного произведения, психологии его персонажей и ситуаций, в том числе и психологических особенностей другого человека и характерных качеств своей личности как специалиста в области психологии.

Просмотров: 431 | Добавил: thecipar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz