Главная
Регистрация
Вход
Пятница
08.11.2024
20:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

  
Главная » 2014 » Февраль » 14 » Художественно
09:02
 

Художественно

Кузьмина Ирина Петровна, преподаватель худ.-графич. факультета Нижнетагильской гос. социально-педагогич. академии,
аспирант ИХО РАО

Модель освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанная на системном подходе к обучению

В соответствии с современными требованиями к художественному развитию школьников определяющее значение приобретает проблема формирования художественно-педагогических компетенций будущих художников-педагогов. Мыслить системно, рассматривать проблемы комплексно стало осознанной потреб¬ностью. Тенденция к взаимодействию различных наук, интеграция образовательного процесса стимулируют создание новых моделей обучения, ориентированных на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность будущих специалистов.
Современная система подготовки будущего художника-педагога призвана учитывать изменяющуюся социокультурную ситуацию и ориентировать все обучение на формирование художественно-педагогических способностей студентов к профессиональной деятельности. Освоение выразительного языка изобразительного искусства (формы, пространства, ритма, композиции, цвета и др.) является приоритетной задачей профессионального образования студентов художественно-графического факультета.

Достижения научно-технического прогресса, развитие культуры и искусства, появление новых художественных материалов и технологий значительно расширили возможности художественного образования детей и юношества, предопределили развитие содержательных основ курса «Цветоведения» в системе подготовки будущих учителей изобразительного искусства.
Изучение цвета на художественно-графическом факультете традиционно рассматривается в качестве важной составляющей всей сис¬темы подготовки художника-педагога. Содержание специальных дисциплин: живописи, компо¬зиции, художественного проектирования и компьютерной графики, анализа и интерпретации произведений искусства, декоративно-прикладного искусства связано с цветоведением. Развитие навыков художественного восприятия, умения пользоваться цветом как средством художественного выражения является основой художественно-педагогической компетентности будущего учителя.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности в изобразительном ис¬кусстве. Теоретики искусства, педагоги, психологи (Р. Арнхейм, А. Б. Бакушинский, Б. Р. Виппер, С. В. Кравков, С. П. Ломов, А. А. Мелик-Пашаев и др.) отмечали сложность процесса художественного восприятия. Они подчеркивали важность творческого переживания, осмысления и оценки произведения искусства, указывали на то, что «умение видеть и переживать» требует усилия и подготовки. Практическое освоение средств художественного выражения, работа разнообразными художественными материалами являются важными условиями, способствующими развитию умения воспринимать художественно-образную основу произведения.

По мнению Г. В. Лабунской, цветовая выразительность работы, ее образность обуславливается художественно-творческими способностями учащегося, в основе которых лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому [8]. Художник-педагог должен обладать не только способностью тонко различать цвета, но и развитым эстетическим отношением, при котором в цветах он видит определенные образы, настроения и выразительные возможности, вызывающие у него эмоциональную отзывчивость. Практическое освоение цвета, работа разнообразными художественными материалами являются важными условиями, способствующими развитию умений воспринимать художественно-образную основу произведения.

Принцип организации художественно-творческой деятельности учащихся в единстве художественного восприятия и продуктивного творчества нашел отражение в работах А. В. Бакушинского. Овладение материалом и средствами творческого выражения, воспитание способности восприятия-созерцания автор рассматривал как неразрывные компоненты процесса формирования «культуры творческой личности» [1]. Учет принципа единства восприятия и творчества и ныне является важной основой методики преподавания спецдисциплин в вузе. Так же актуальными являются положения программ колористического образования студентов двух школ БАУХАУЗ и Высших художественно-промышленных мастерских начала ХХ века (В. Гропиус, И. Иттен, В. В. Кандинский, К. Истомин и т. д.), основанные на изучении «первоэлементов», как структурных звеньев образовательного процесса. Постижение эмоционально-образного языка изобразительного искусства, развитие когнитивных способностей студентов являются важными составляющими современной системы подготовки художника.
Современному развивающемуся обществу необходимы образованные, инициативные люди, творчески активные, проявляющие себя общественно и индивидуально, способные воспринимать и создать художественные ценности. Колористическая подготовка студентов художественно-графических факультетов нацеленная на развитие знаний, умений и навыков не обеспечивает достижения поставленных задач. Традиционный подход к преподаванию цветоведения не способствует формированию целостных представлений у студентов о цвете как средстве художественной выразительности.
Изучение исторического и современного опыта работы ученых и педагогов-практиков в области колористического образования студентов предопределило необходимость разработки оптимального содержания образования в области цветоведения с учетом новых достижений в области педагогики и науки о цвете.

Изучение научно-теоретических основ системного подхода в обучении позволяет рассматривать педагогическое образование в вузе как целостный комплекс взаимосвязанных между собой элементов, гарантирующих получение результата – профессионально компетентного художника-педагога. В связи с этим возникла необходимость внедрения принципов системного подхода в образовательный процесс, потребность в разработке и апробации модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанной на системном подходе к обучению, с целью формирования художественно-педагогической компетентности студента художественно-графического факультета в области цветоведения.
По нашему мнению, художественно-педагогическая компетентность студента художественно-графического факультета в области цветоведения зависит от художественно-творческого развития, которое включают в себя: теоретические знания по цветоведению; умения и навыки владения цветом в процессе работы различными художественными материалами; способность воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения; сформированность художественной индивидуальности.

Основой моделируемого комплекса является новое содержание художественного образования, не сводимое к знаньевой парадигме, нацеленное на формирование умений воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения, основанное на системном подходе.
Труды И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина, М. С. Кагана, В. Н. Садовского позволили определить основные понятия системного подхода: система, элемент, структура, целостность, связь, иерархия. В основе системного подхода лежит рассмотрение объектов как систем: ориентирующее исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связи в нем и сведение их в единую теоретическую картину [2]. Анализ литературы позволил выделить принципы системного подхода в обучении: принцип приоритета конечной цели, принцип единства, принцип связи, принцип иерархии, принцип функциональности, принцип функционирования.

Педагогический аспект данной проблемы рассматривался в трудах Н. В. Кузьминой, С. И. Зиновьева, И. Л. Зимней, В. А. Сластенина и др. Эти авторы обращали внимание на целесообразность внедрения системного подхода в профессиональную подготовку будущего специалиста. Взаимодействию компонентов содержания образования, реализации педагогических принципов обучения посвящены исследования В. В. Давыдова, В. В. Краевского, Д. Б. Эльконина и др. Ученые обращали внимание на развивающий характер образовательного процесса, на необходимость эффективного использования воспитательного потенциала искусства.
Принципы системного подхода и актуальные педагогические методы преподавания цветоведения стали основой в моделировании системы обучения цветоведению студентов художественно-графического факультета. Их реализация предопределила построение модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанной на системном подходе к обучению.

Несмотря на то, что все компоненты тесно связаны между собой, каждый имеет относительно самостоятельное значение для функционирования моделируемой системы.

Принцип связи проявляется в следующих формах: во взаимодействии художественных дисциплин на художественно-образной основе и преобразовании личностных качеств студента в процессе художественно-творческой деятельности с цветом. Ведущим типом связи в конструируемой системе являются связи преобразования, потому что они отражают качественное изменение личности, ее готовность к самореализации в различных областях художественно-творческой деятельности.

Принцип функционирования выражается в единстве восприятия и художественного творчества. Организация процесса обучения цветоведению основана на эмоционально-образном постижении окружающей действительности, художественных произведений изобразительного искусства при одновременно осуществляемых процессах восприятия и созидания.

Принцип иерархии заключается в создании индивидуальной образовательной траектории художественно-творческого развития каждого студента, применении личностно-ориентированного подхода в обучении. Учет индивидуальных особенностей личности студента, его индивидуальный темп и ритм развития, предоставление свободы творческого выбора и самовыражения способствуют формированию художественной индивидуальности, отражающей особенности восприятия, воображения и созидания, наличие художественного почерка.

Принцип функциональности в нашем исследовании проявляется в создании студентами авторских общественно значимых творческих работ и проектов. Творческий проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет сформировать у будущего художника-педагога умение ставить и решать задачи, связанные с его профессиональной деятельностью.

Опираясь на изученный исторический и современный опыт работы в области колористического образования студентов, содержание образования может быть раскрыто через серию художественно-творческих заданий, объединенных шестью тематическими блоками: ахроматические цвета, хроматические цвета, системы классификации цветов, цветовые взаимодействия, принципы гармонии цвета, эмоционально-эстетическое воздействие цвета. Эти блоки, в свою очередь, являются системообразующей основой таких дисциплин, как цветоведение, живопись и формальная композиция.

Построение содержания образования на блочно-тематической основе обеспечивает преемственность и общность предметов художественного цикла на художественно-образной основе. Художественная деятельность с цветом должна предполагать не только выполнение цветовых шкал и комбинаторик, но и живописных и декоративных этюдов, ассоциативных беспредметных композиций, стилизованных натюрмортов, эскизов, длительных работ с натуры, в том числе с применением компьютерных технологий.

Работа с цветовыми сенсорными эталонами, шкалами способствует расширению цветоразличительных способностей зрения студентов, совершенствованию их зрительной культуры. Выполнение комбинаторик с разным цветовым решением, создание цветовых кругов содействует эффективному усвоению теории цветовых гармоний, накоплению опыта смешения цветов и получения многообразных оттенков. Создание беспредметных композиций развивает у студентов ассоциативное мышление. Композиции, выстроенные с учетом эмоционально-эстетического воздействия цвета на человека, содействуют преодолению предметного видения цвета. Работа над натюрмортом должна быть представлена разнообразными видами деятельности: плоскостное, объемно-пространственное, стилизованное решение образа.

Проведение занятий в музее изобразительного искусства, посещение мастерских художников, анализ результатов собственной творческой деятельности, интерпретация живописных произведений развивает когнитивную компетенцию студентов. Встреча с подлинником стимулирует их познавательную активность в области истории изобразительного искусства, способствует самостоятельному изучению приемов практического использования цвета, как средства художественного выражения.

Включение личностно-ориентированного подхода к обучению студентов цветоведению способствует формированию индивидуального видения и художественно-творческого развития каждого студента. Внедрение в творческую работу студентов информационных и мультимедийных технологий, обеспечивает возможности расширения средств выполнения художественных замыслов при решении колористических задач.

Такое построение содержания образования обеспечит преемственность и позволит планировать работу со студентами системно, с учетом единых образовательных задач. Взаимодействие спецдисциплин на основе принципов системного подхода дает возможность сделать систему обучения цветоведению гибкой, продуктивной, адек­ватной условиям современной художественной культуры, достижениям технического прогресса. Рассмотрим подробнее тему 4. «Цветовые взаимодействия».

Наглядный материал:

- наглядные пособия по цветоведению и композиции ( схемы, таблицы, плакаты, электронный материал по теме);

- художественные произведения искусства из собрания Нижнетагильского музея изобразительных искусств (К. Коровин «Гурзуф», С. Судейкин «Гуляние маркизы на острове любви», М. Ф. Шемякин «Дама в светлом», З. Е. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», В. Е. Пестель «Натюрморт»);

- живописные студенческие работы из методического фонда по композиции, цветоведению и живописи.

Цветовые взаимодействия

Цветовые взаимодействия.

Цель: Развитие способности студентов использовать возможности контраста и нюанса для создания образов в творческих работах.

Теория. Цветовые взаимодействия, контрасты, нюансы. Одновременный, последовательный, пограничный. Ахроматический, хроматический, монохроматический.

Практика . Составление словаря терминов. Выполнение упражнений, закрепляющие понятия темы (хроматический, монохроматический, светлотно-хроматический контрасты, нюансы) на основе абстрактной композиции и натюрморта.

Цветоведение

Композиция

Живопись

4.1. Составление словаря терминов с цветовыми схемами, созданными рукотворно и в CorelDRAW .

4.2. Выполнение четырех полицентрических композиций на выбранную тему в разных цветовых решениях:

а) основанную на монохроматическом контрасте;

б) основанную на одном цветовом тоне, разном по насыщенности, но сближенном по светлоте;

в) основанную на хроматическом контрасте;

г) основанную на светлотно-хроматическом контрасте.

4.1. Создание линейной полицентричной абстрактной композиции на выбранную тему (например «Город», «Мосты»), отвечающей всем основным требованиям, где центр организован:

а) самым большим элементом в композиции; б) самым маленьким элементом в композиции; в) композиционной паузой;

г) группированием и концентрацией одинаковых по размерам и форме элементов;

д) контрастным по цвету элементом ко всему решению композиции.

4.2. Разработка декоративных вставок для интерьера академии, которые бы создавали определенный цветовой образ и иллюзию объема.

4.1. Создание эскизов для живописной композиции «Натюрморт» с помощью Adobe Photoshop , основанные на одном ведущем цветовом тоне.

4.2. Выполнение краткосрочного и длительного этюдов натюрмортов из предметов, контрастных по цвету. Изображение образа натюрморта, предающего состояние праздника.

Апробация модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета и выявление педагогических условий, способствующих формированию художественно-педагогической компетентности студентов в области цвета, их подготовке к профессиональной деятельности в области педагогики искусства осуществлялась на художественно-графическом факультете Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии в период с 2003 по 2008 год со студентами 1-5 курса.

Результаты эксперимента показали, что наблюдается динамика художественно-творческого развития студентов в области цветоведения от низкого – репродуктивно-подражательного, до высшего — художественно-образного уровня, раскрывающего творческий подход студента к использованию цвета как средства художественного выражения, способного в суждениях и в продуктивных видах деятельности отражать индивидуальное видение, что свидетельствует об эффективности разработанной модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанной на системном подходе к обучению.


Гармонизация цветовых взаимодействий в этюдах натюрмортов: использование различных технологий и способов на первоначальных этапах создания композиции.


Литература:
1. Бакушинский А. В. Исследование и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1981.
2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
3. Дружкова Н. И. Кандинский в Баухаузе. Теоретические основы художественно-педагогической деятельности: Монография. М.: МГУП, 2006.
4. Зимняя И. Л. Социально-профес¬сиональная компетентность как целост¬ный результат профессионального об¬разования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Кн. 2. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специа¬листов, 2005.
5. Иттен И. Искусство цвета. М.: Д. Аронов, 2001.
6. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990.
7. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
8. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М., 1965.
9. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.
10. Садовский В. П. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Систем¬ные исследования: Методол. проблемы: Ежегодник. 1979. М.: Наука, 1980. С. 29—54.
11. Сластенин В. А., Ильин В. С. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально активной личности учителя: Межвузовский сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987.
12. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Совре¬менные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002.
13. Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. М., 1978.

Просмотров: 437 | Добавил: thecipar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz