Главная
Регистрация
Вход
Четверг
19.09.2024
05:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

  
Главная » 2014 » Апрель » 15 » Пошаговая работа с текстами художественных прои�
17:22
 

Пошаговая работа с текстами художественных прои�

Пошаговая работа с текстами художественных произведений на уроках литературы как средство формирования читательской позиции обучающихся

Молокова Наталья Александровна, учитель русского языка и литертуры МОУ «Гимназия №24» , г. Междуреченск, Кемеровская область

В современных условиях общего образования педагоги и методисты говорят о необходимости изменения стандартного подхода к изучению школьных предметов, особенное внимание уделяется совершенствованию умения воспринимать искусство слова, искусство речи.

Учителя словесники такую работу организуют в разных формах: уроки развития речи, интегрированные уроки, комплексный анализ текста, работа с использованием информационных технологий и многое другое. Однако очень часто мы забываем о самом простом и доступном способе - это работа с «живым » словом, исследование его выразительных возможностей. Специфика современного школьного образования состоит в том, что он должно не только формировать знания на любом школьном предмете, но и создавать условия для самоопределения личности, способные решать задачи, связанные с выбором профессиональной деятельности, социальной мобильностью в меняющихся условиях социума.

Учебный предмет литература формирует умения самостоятельно искать, анализировать полученную информацию из текста, развивать дар речи, умение говорить, организовывать себя, преобразовывать себя, учиться умению сохранить в себе то, что в тебе закрепилось и, в конечном итоге, присвоить то есть сделать своими нравственные ценности и идеалы человечества.

В семь лет ребенок начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом, которое в будущем ему поможет развивать свою речь устную и письменную.

Значит с этого времени ученик – читатель может полноценно воспринимать художественный текст, «в себя принимать» нравственные ценности, заключенные в произведениях. Необходимо только научить его анализировать художественные текст, сформировать читательские умения, пробудить интерес к чтению – это лишь первый шаг учебно-познавательной деятельности, определяющей современное качество содержания образования. Дело это не простое, но вполне посильное. Более того, учитель, овладевший основами теории литературы и технологией анализа художественного текста, открывает вместе с детьми такие нравственные ценности и такую Красоту, что для него урок литературного чтения превращается в дело творческое, радостное и «духоподъемное».

Поэтому когда из начальной школы дети приходят в пятый класс, я начинаю с формирования читательских представлений о художественном тексте как о знаковой системе и общих подходах к его анализу.

Цель системы таких уроков: разобраться в образной природе искусства, в понятии «образ», рассмотреть способы создания образа, что поможет детям увидеть художественный текст.

А как мы видим, воспринимаем образ? Одинаково ли все люди? Или все по-разному? Давайте проверим это: я прочитаю вам стихотворение Н.Матвеевой «Кораблик», а вы нарисуйте, каким вы его увидели. (Этот текст можно взять в любом классе). Читаю текст. Дети рисуют. У всех он получится разный, конечно, но мне важно, как они выйдут на образ автора. Он может быть воспринят по-разному: верно и неверно.

Какие специальные средства есть у художника слова для создания образа?

Беседа показывает, что кто-то из учеников (чаще всего это более подготовленные дети) понимает и называет все-таки эти средства: эпитеты, метафоры, сравнения как изобразительные средства языка, а кто-то из ребят не осознает. Им нужно помочь. И мы ищем эти примеры в произведениях.

Так мы выходим с ребятами на открытие системы образов произведения, которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение.

Идею стихотворения Лермонтова «Утёс» дети определили так: «Пока тучка (любовь, любимая) была с утесом – он великан. Как только она его покинула, он сразу стал одиноким, грустит и тихонько плачет». «Пока с человеком любовь – он счастлив, он сильный. Когда она уходит, он становится слабым, несчастным и одиноким».

Для закрепления понятия «система образов», выяснения роли сюжета в эпическом тексте ставлю детей в активную читательскую позицию по отношению к тексту(дети окажутся соавторами) и помогаю убедиться в том, что в развитии сюжета, его определенном завершении можно увидеть следы авторской идеи (если поразмышлять над тем, почему так, а не иначе завершает автор судьбу героев в финале своего произведения).

Задача работы в следующем: на уроке читается начало рассказа до определенного момента, а затем дети должны дописать его, то есть заняться очень полезной читательской деятельностью: а) сюжетосложение, б) завершение описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своим представлением о жизни и судьбе человека. Для этого можно взять любой небольшой по объёму рассказ. С пятиклассниками мы дописывали миниатюры В.А.Сухомлинского.

Сравниваем, выясняем, что герои Сухомлинского разные, как это обычно бывает в жизни (одни добрые, человечные, другие – злые, жестокие – думают только о себе). А позиция автора? На чьей стороне? Конечно, на стороне добра. Добро побеждает зло. Так решение литературной задачи превращается в осмысление нравственной проблемы, в которую дети включены через письменную работу на самом высоком уровне активности.

Так на первых вступительных уроках, давая детям основы теории и практики интерпретации художественного текста, мы осмысливаем в активной читательской деятельности, отрабатываем такие ключевые понятия, как:

Художественный образ;

Произведение – система образов;

Средства создания образа;

Сюжет и его роль в произведении;

Идея произведения.

Кроме того, поставленные в позицию соавтора, попробовав написать фрагмент рассказа, его окончание, дети почувствовали не только сложность писательского труда, но и вкус творчества и даже начали осознавать, что произведение строится, создается по «законам красоты».

Автор эпического текста по большей части скрыт от читателей, наша задача – увидеть его позицию, его отношение к жизни, к людям, обогатить ученика-читателя авторскими представлениями о смысле Жизни, Добре и Зле, смысле Жизни и Смерти, Любви, Подвиге и Предательстве и т.д. помочь детям оценить их, т.е. соотнести со своими представлениями. В методике анализа эпического текста учитель должен исходить из того, что единицей сюжета является событие; цепь событий – это и есть сюжет, что «события обрушиваются на героя» (М.А.Рыбникова), а значит именно анализу поступков героев, их отношениям, мотивам поступков и их последствиям и должно уделяться основное внимание в работе над эпическим произведением.

Рассказы анализируем, смотрим, что получилось, что не получилось, я использую великолепный методический прием М.А.Рыбниковой: даю ребятам разрезанный на куски (смысловые части) текст рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника», и мы, читая вслух, «собираем» его как в игре в кубики.

Что такое система образов и как необходимо ее выстроить, чтобы понять авторскую идею пятиклассники уже знают и без особого труда это делают, используя для этого условные значки (кружочки с обозначением героев) и стрелки, указывающие на связь между образами, рисуют, таким образом структурную схему произведения. Изучая сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», мы с детьми составили такую систему образов.

Нарисовав систему образов, ребята вывели идею: «Если ты любишь людей, относишься к ним с добром, они тебе отплатят тем же, они тебя из гроба подымут».

В конце работы дети видят, как автор «награждает» в финале произведения своих любимых героев, и «наказывает» злых, неприятных ему людей, гибель мачехи в сказке.

На вводном уроке при знакомстве с драмой я обращаю внимание детей на специфику этого рода художественной литературы. Задаю ребятам вопросы:

«Для чего предназначаются драматические произведения?» (иногда дети затрудняются ответить сразу на этот вопрос. Нужна подсказка).

Прошу вспомнить те знания, которые они получили при изучении эпоса.

«Зачем создаются эпические произведения?»

«Чтобы читать», - говорят ребята.

«Легко ли читать драматические произведения?»

Прошу открыть учебники и посмотреть, чем отличаются это произведение (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев») от тех, с которыми мы уже познакомились.

В процессе работы выяснится, что драматический текст написан не сплошным текстом, а разбит на диалоги «роли».

- А почему он так написан? (Чтобы его играть).

Так мы выходим на одну из основных особенностей драмы: произведения эти предназначены, как правило, для постановки на сцене, то есть это род литературы, граничащий с двумя видами искусства – литературой (словесная сторона – художественный вымысел) и театром (сценическая сторона).

Характеры героев в драматических произведениях раскрываются в действиях, поступках словах (диалогах и монологах). А как раскрываются характеры героев в баснях?

Почему их легко инсценировать , играть? Что лежит в основе развития действия басни?

Без чего бы этого рассказа не было? (Без ссоры, спора, без конфликта) Видели ли вы когда-нибудь пьесу без конфликта?

Так пятиклассники открывают для себя четыре особенности драмы:

  1. Постановка на сцене
  2. Ограничено во времени и пространстве
  3. Самораскрытие характера героя в действии (поступки, слова, жесты, мимика и т.д.)
  4. В основе лежит конфликт.

В процессе беседы выясним, что автор драматических произведений только поясняет актерам, режиссерам, художникам, как осуществить им задуманное, а сам в действии не участвует.

Знакомимся со словом «ремарка» - пояснение, которым драматург сопровождает ход действия произведения. Так мы в схему дописываем пятую особенность драматического произведения

Ремарка (афиша, описание места действия, обстановки, одежды, а также душевное состояние героев, движения, жесты, интонации)

На первых уроках при знакомстве с лирикой, т.е. лирическим произведением я прошу детей выяснить по словарю значение этого слова. Слово пришло из греческого языка и означает – (поющий под звуки лиры) – произведение в котором выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни, его отношения к явлениям.

Теперь сделаем акцент на различие образов создаваемых в эпосе, лирике , драме.

Так шаг за шагом я даю детям основы теории и практики в работе над художественным текстом.

Во все времена люди понимали значение художественной литературы как могучего средства воспитания.

Ученые объясняли причины такого сильно воздействия художественного текста на личность: информация из него впитывается читателем сразу по нескольким каналам, воздействует на интеллектуальном, эмоциональном, и даже, в какой-то степени, поведенческом уровне (ибо в положительном восприятии нравственных ценностей уже заложено, как говорят психологи, желание действовать). Вот почему в школьном образовании такое большое место занимает учебный предмет литература.

Ситуация в современной школе с преподаванием литературы достаточно серьезна. Опыт предыдущих десятилетий массовой школы, скорее, пригоден для того, чтобы понять, как не надо изучать литературу. На таких уроках ученик не должен быть «сметь своё суждение иметь».

Время не стоит на месте, жизнь продолжается, и учителю надо работать в новой школе.

Модернизация страны во всех областях, не исключая и образование сегодня является ключевым аспектом. Этот социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования. Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре её – свободно саморазвивающийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. У истоков же модернизации стоит фигура учителя. Ему работать в новой школе, учить по-новому. Как? Образовывать людей, давать им литературное образование, с тем, чтобы любую книгу наш ученик-читатель мог глубоко и с пользой для себя освоить, выйти в мир автора, т.е. сделать своими нравственные и этические ценности, которые заключены в художественном тексте.

В 6 классе мы читали повесть В.П.Крапивина «Журавленок и молнии». Это не просто хорошие, увлекающие детей и нас, взрослых, чтение, это и удивительно сильное воспитание благородства, силы и храбрости мальчишек, честный разговор на тему «Дети и взрослые», или «Как не спасовать перед шпаной». Крапивин сегодня делает то, что когда-то делал Гайдар.

В 7 классе мы читали роман У.Голдинга «Повелитель мух». Почему? Потому что в этой честной и жестокой книге показан процесс расчеловечивания, причем именно детей, где осмыслена природа власти лидера, и тоже в детской среде. И вот что дети написали: «Эта книга многому учит нас, подростков, учит умению выживать и причем не унижая кого-то, а становясь выше в нравственном отношении над тем, кто имеет власть. А кто-то из ребят так: «Власть держится или на страхе или на том, что кого-то она прикармливает».

В 8 классе «Ночевала тучка золотая…» А. Приставкина…

Все эти книги – прежде всего, прекрасно написаны. Они по возрасту ребят, поднимают и помогают решить проблемы. Это – современная жизнь, поэтому знакома и узнаваема, так же, как и герои. И, кроме того, они просто очень интересны. Поэтому уроков чтения этих текстов дети ждут, идут как на праздник, разговаривают о героях, проблемах не только в школе, на уроках, но и когда гуляют, помнят удивительно долго и точно, отвечают на вопросы, пишут сочинения, пусть не идеальные, но пишут, а значит, размышляют, ставят свою оценку происходящему на страницах этих книг и в жизни, рисуют – с огромной охотой. А какая это школа анализа текста и нравственного воспитания! Именно воспитание личности, гражданина своей страны. Такие произведения формируют у школьников гражданские компетенции, а именно: знания о ситуации сегодняшнего времени, умения и навыки общения, выход из создавшейся ситуации, определенные ценностные ориентации учащихся способных к социализации в условиях гражданского общества. Дети формируются как граждане, обладающие высокой нравственностью, (пусть не все и не сразу), проявляющие толерантность национальную и религиозную терпимость.

Информацию о вхождении и интерпретации текста мне дают рисунки, схемы ребят по ходу чтения произведений вслух. Главное, что здесь можно увидеть каждого, заглянуть в его внутренний мир его воображения, выявить, наконец, адекватность восприятия ученика – читателя авторскому замыслу.

Психологи, рассматривая рисунки ребят, видят основу для психодиагностики. А я думаю, что рисунок – это тоже текст, который создает сам ребенок, это его закодированная особым образом информация, причем информация о внутренних процессах, которые другим способом и не «вытащишь» из ребенка. Рассматривая на уроке эти рисунки, объясняя их, я вижу, как начинают сверкать глаза у этих детей, какой богатый внутренний мир открывается именно у «молчунов», как обогащается их видения вокруг, каким сильным и воспитывающим является сопереживание, а может быть сильное и благое потрясение, как это случилось с героем повести «Капитанская дочка» Петром Гринёвым. Одна из моих учениц написала следующее (строчки из её работы): « Люди во все времена стремились к каким-нибудь переменами в жизни, но ни один народ не хотел при этом каких – либо потрясений». А так не бывает: всякие благие перемены, прежде всего, связаны с улучшением нравов. Пушкин об этом в литературе сказал первый. Он оказался не только гением, но и великим «пророком в своём Отечестве». Ведь испокон веков фундаментальной ценностью любого государства и народа считалась нравственность, и все благие потрясения связаны, прежде всего, с улучшением нравов в себе самом, в обществе в целом, в государстве».

В старшей школе основной упор учитель должен делать на углубление поиска новых подходов к преподаванию уроков литературы: как излагать новый материал, на что необходимо обратить внимание, изучая классику и современную литературу, как пробудить стремление учащихся заниматься самообразованием, (компетенции как раз – таки и позволяют изучать, искать, думать, нести ответственность, адаптироваться), а главное – какие приёмы и методы, должен использовать на уроке учитель, чтобы сделать его интересным в познавательном смысле и предельно концентрированным – в воспитательном.

Культура учителя и искусство анализа – вот жемчужины педагогической мудрости. Именно от нас зависит, станет ли литература могучим средством воспитания духовно – богатой и нравственно чистой личности или нет.

В выпускном классе при изучении романа Шолохова «Тихий Дон» я подробно останавливаюсь над концовкой второй книги романа. На Дону полыхает гражданская война. Погибает красноармеец Валет. Яблоновские казаки похоронили его. «Вскоре приехал с ближнего хутора, какой – то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом её в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась чёрная вязь славянского письма.

«В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.»

Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и проезжих извечно унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску.

Эта картина приводила в недоумение не только яростных атеистов, но и критиков, увидевших в ней несогласие автора с политикой искоренения религиозных предрассудков. Даю детям задание (можно на дом). В чём суть этой надписи? О чём предупреждал Шолохов?

Ответы, конечно, были разными. Привожу пример наиболее удачного, на мой взгляд, ответа: «Суть этой надписи, на мой взгляд, такова: Шолохов напоминает о стремлении народа утвердить нормы нравственности, которые складывались веками и часто связывались с образами религиозного происхождения.»

«Скорбный лик Божьей матери и надпись говорили о то, что пора прекратить раздор и кровопролитие, братоубийственную войну, остановиться, одуматься, обрести согласие, вспомнить о предназначении жизни, которое утверждает природа». (Федоренко Т. 11класс).

При изучении романа «Разгром» Фадеева и Бабеля «Конармия» даю творческое задание проблемного характера «Гуманно ли поступил Левинсон по отношению к раненому Фролову, Афонька Бида к красноармейцу Долгушову?

Ответить однозначно, гуманно ли поступил Левинсон и Афонька Бида, убив своих сослуживцев – товарищей, невозможно. Человеколюбие и война - абсолютно, на первый взгляд, понятия противоположные, лежащие по разные стороны человеческого сознания и мироощущения. И все-таки приходиться говорить о них, как о смежных.

Приказ главнокомандующего «сохранить отряд как боевую единицу»определил судьбу отряда и смертельно раненого недвижимого Фролова. Принимаю решение убить его, Левинсон думал о всем своем отряде в целом. Он понимает, что смерть Фролова – это спасительная жертва для других. Но с другой стороны Фролов хотел жить, мечтал выкарабкаться из своего положения, увидеть жену и сына. Жизнь дана человеку Богом. Это самое ценное , что есть у человека на земле. Отбирать ее напрасно нельзя и отдавать ее легко, без боя, тоже.

«В Конармии» так же присутствует сцена убийства, но она имеет совсем другую сюжетную линию. Телефонисту Долгушову вырвало снарядом живот, «кишки ползли на колени, удары сердца были видны».

В случае с Долгушовым не было никакой надежды на жизнь, не было и времени на раздумья. Все решало мгновение. Он ждал и жаждал смерти. Можно сказать , Афонька «спас» его. На войне, в этой дикой, ужасной обстановке чувства людей притупляются, люди становятся равнодушными, безразличными, безучастными. Ситуации, которые требуют лишить кого то жизни, ломают в том человеке, кто принимал в этом участие, все его нравственные устои .На долю Левинсона и Афоньки Биды выпало такое испытание. Каждый из них сумел прожить это мгновение ,пронеся его через свое сердце. Поэтому я считаю, что гуманизм уместен даже на войне, как это прискорбно не звучит.

Сила рассказа Солженицына «Матрёнин двор, несомненно, в мастерстве писателя, в изображении характеров, его умение наблюдать за людьми и понимать их. Ребята пишут о том, что «…. мечты могут и не сбываться, счастье – не состояться, успех –не прийти, но человек, уже родившийся, должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным – неудачным), сохранив в себе мужество и человечность, благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой». (Из сочинения Осипова М).

Обобщая изложенное, отмечу, что результаты своей многолетней работы я вижу в работах своих детей, таких разных по своему характеру, национальностям, вероисповеданию. Я абсолютно уверена, что самостоятельный анализ произведений, активная читательская позиция помогают детям «войти внутрь жизни», пережить кусок жизни героя» (Б.М. Теплов). А это - уже труд самовоспитания личности, как гражданина, поскольку идёт осмысление, сопереживание чужой жизни и соотнесение её со своей, рождающее споры, сомнения, рассуждения, толкающее на поиск ответов, поиск истины.

Литература

  1. Антонов С.П. Я читаю рассказ. – М.,1973.
  2. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. – М., 1989.
  3. Лазарева В.А. Чтение как труд самовоспитания // Русский язык и литература. - 1990 - №9.
  4. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.
  5. Долинин К.А. Интерпретация текста. – М., 1985.
  6. Иванова Т.А. Наша бедная трудная литература // Знамя. - 1989. - №4.
  7. Иванова Т.А. И снова об учебниках…// Знамя. - 1989. - №5.
  8. Святовец В.Ф. Культура учителя и искусство анализа // Русский язык и литература. - 1999. - № 10.
  9. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание / Авт.-сост. Т.М.Кумицкая, О.Е Жиренко – М.ВАКО, 2009г.,стр 7-13.
  10. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. – Л., 1977.
  11. Лотман Ю.М.Структура художественного текста. – М., 1970.
  12. Рыбникова М.А. Анализ художественного текста. - Избранные труды.
  13. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М.,1973.
  14. Бирюков Ф.Г. «Статьи о советской литературе».
  15. Шанский Н.И. Лингвистический анализ художественного текста. – Л.,1992.
  16. Шолохов М. Слово о Родине. – М., 1980 – с.360.

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Молокова Н.А. Пошаговая работа с текстами художественных произведений на уроках литературы как средство формирования читательской позиции обучающихся. - 2011. - №3. - 25 марта.
http://www.eidos.ru/journal/2011/0325-09.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.

Просмотров: 1041 | Добавил: thecipar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz