Главная
Регистрация
Вход
Четверг
19.09.2024
05:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

  
Главная » 2014 » Апрель » 24 » Тема природы и ее художественное воплощение в ко�
17:47
 

Тема природы и ее художественное воплощение в ко�

автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Тема природы и ее художественное воплощение в коми литературе

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Зиявадинова, Ольга Сайфидиновна
  • Ученая cтепень: кандидат филологических наук
  • Место защиты диссертации: Сыктывкар
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Тема природы и ее художественное воплощение в коми литературе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Тема природы и ее художественное воплощение в коми литературе"

На правах рукописи

ЗИЯВАДИНОВА Ольга Сайфидиновна

ТЕМА ПРИРОДЫ И ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В КОМИ ЛИТЕРАТУРЕ

10 01 02 - Литература народов Российской Федерации (финно-угорская)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

3 17*7634

Саранск 2007

003177634

Работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук

Научные руководители - доктор филологических наук, профессор

Демин Владимир Николаевич

доктор филологических наук, профессор Гурленова Людмила Викторовна

Официальные оппоненты -

доктор филологических наук, профессор Брыжинский Андрей Иванович кандидат филологических наук, доцент Бурилова Надежда Афанасьевна

Ведущая огранизация - Мордовский педагогический институт

имени М Е Евсевьева

Защита состоится «19» декабря 2007 г в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212 117 09 по присуждению ученой степени доктора филологических наук в ГОУВПО «Мордовский государственный университет им Н П Огарева» по адресу 430000, г Саранск, ул Демократическая, 68

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им М М Бахтина ГОУВПО «Мордовский государственный университет им Н П Огарева»

Автореферат разослан «18» ноября 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент А М Гребнева

Общая характеристика работы

Актуальность исследования Взаимоотношения человека и природы -одна из важнейших проблем XX века В литературе она отражается в постановке философских, социально-нравственных, эстетических проблем, в поиске средств и способов художественного изображения природы Значительная роль отводится теме природы в художественной концепции И А Куратова, К Ф Жакова, В Т Чисталева, В И Лыткина, Г А Юшкова, И Г Торопова, Е В Рочева и других коми писателей Их произведения посвящены концептуальным проблемам современности состояния природной среды, отношения к ней человека, уклад жизни и связи с ним ментальное™ северного человека Проблема гармонизации отношений человека и естественной среды в укладе северной жизни имеет принципиальное значение, коми писатели стремились не только запечатлеть важные черты своего времени, но и заглянуть вперед Своими произведениями о природе они формировали новое отношение человека к будущему В связи с этим требуют особого внимания результаты развития темы природы в творчестве коми авторов В настоящее время нет отдельной работы, посвященной рассмотрению взаимоотношений человека и окружающей его среды, а высказанные в статьях наблюдения литературоведов по данной теме не систематизированы, они не имеют целостного характера и требуют более широкого изучения и обобщения Без исследования этой проблемы нельзя понять национальное своеобразие коми литературы, ее эстетический мир, духовные поиски коми писателей Значимость темы для коми литературы, а также ее неизученность в литературоведении обусловили актуальность нашей работы В данном исследовании впервые предпринята попытка комплексного изучения темы природы, значимость которой определяется в контексте всей коми литературы

Цели и задачи работы Основной целью диссертации является изучение закономерностей развития темы природы в коми литературе конца XIX-XX вв Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи

1 Систематизация суждений критиков и литературоведов о теме и образе природы в коми литературоведении, из которых составляется история темы

2 Изучение произведений конкретных писателей, значимых в русле природной проблематики, и выяснение идейно-художественных особенностей реализации темы природы

3 Создание картины основных мировоззренческих аспектов (философского, социального, этического, природозащитного) воплощения темы

4 Сопоставление понимания природы и форм ее художественного изображения в творчестве коми авторов с целью выявления типологических моментов и индивидуальных черт

Научная новизна исследования состоит в следующем 1) впервые в коми литературоведении осуществлен целостный подход к изучению темы "человек и природа" в поэзии и прозе, 2) выявлены наиболее значимые в теме природы произведения, которые позволили систематизировать и доказательно представить комплекс идей и важнейшие художественные особенности воплощения темы в творчестве И А Куратова, В А Савина, В Т Чисталева, В И Лыткина, К Ф Жакова, В В Юхнина, И Г Торопова, Г А Юшкова, Е В Рочева, И В Коданева на разных этапах становления и развития коми литературы, 3) проанализирован характер понимания писателями природы в совокупности различных аспектов (философском, социальном, этическом, эстетическом и природозащитном)

Теоретическую и методологическую основу исследования составили литературоведческие и искусствоведческие работы, посвященные теме природы в литературе В первую очередь, это исследования XIX века, создавшие серьезную методологическую базу для дальнейшего изучения темы природы работы К К Арсеньева1, В Ф Саводника2, С В Шувалова3, А И Белецкого4, в которых содержатся наблюдения над эволюцией чувства природы в русской литературе Это исследования А Ф Бритикова5, Е Н Купреяновой6, Г Б Курляндской7, В А Никольского8, М Н Эпштейна9, Т Я Гринфельд10, Л В Гурленовой11, Н В Кожуховской12, коллективные

хАрсенъев К К Пейзаж в современном романе // Арсеньев К К Критические этюды по русской литературе Т 1-2 Т 2 - СПб, 1888 -С 294-335

2 Саводник В Ф Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева - М , 1911

3Шувалов С В Природа в творчестве Тургенева - М , 1920

4 Белецкий А И В мастерской художника слова - М , 1923

5Бритиков А Ф Мастерство М Шолохова - М , Л Наука, 1964

6 Купреянова Е Н Эстетика Л Толстого - М , Л , 1966

7Курляндская Г Б О философии природы в произведениях Тургенева // Вопросы русской литературы - Львов, 1971 -Вып2(17) -С 44-53

8 Никольский В А Человек и природа в русской литературе XIX века (50-60-е) -Калинин, 1973

9Эпштейн М Н Природа, мир, тайник вселенной Система пейзажных образов в русской поэзии - М , 1991

1"Гринфельд-Зингурс ТЯ Природа в художественном мире М М Пришвина -Саратов, 1989

"Гурленова Л В Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов -Сыктывкар, 1998

12Кожуховская Н В Эволюция чувства природы в русской прозе XIX века -Сыктывкар, 1995

монографии «Художественное творчество Вопросы комплексного изучения Человек-природа-искусство» (Л , 1986), «Древнерусская литература Изображение человека и природы» (М , 1995), «Чувство природы» (Сыктывкар, 1995), которые развили понятийно-терминологическую базу В построении общей концепции исследования значительную роль сыграли труды финно-угроведов А К Микушева, В Н Демина, П Домокоша, А И Брыжинского, А В Алешкина, В В Горбунова, Г И Горбунова, Н И Черапкина, В А Латышевой, 3 А Богомоловой, Н А Буриловой, Л В Лыткиной, Е И Азыркиной и др

С опорой на названные исследования в диссертации используются такие понятия, как «чувство природы», «самостоятельная природа», образ природы, пейзаж (его функции и виды) и др

Материалом исследования являются наиболее значимые в теме природы произведения коми авторов конца XIX -XX века И А.Куратова, К Ф Жакова, В А Савина, В Т Чисталева, В И Лыткина, В В Юхнина, Г А Юшкова, И Г Торопова, Е В Рочева, И В Коданева Кроме того, в работе анализируются произведения Ф А Арсеньева, А В Круглова, П В Засодимского, то есть русских писателей, которые демонстрируют региональные тенденции в развитии темы

Цели и задачи работы объясняют выбор методов исследования историко-литературный, сопоставительный, описательный, типологический

Степень изученности темы. В коми литературоведческой науке существуют исследования, посвященные отдельным аспектам темы «человек и природа» Это работы А А Вежева "Зарождение и становление коми советской литературы"13, Н А Буриловой «Национальное своеобразие решения проблемы человека и природы в прозе Г А Юшкова»14, «Человек и природа в коми прозе»15, А К Микушева «На таежных просторах»16, В Н Демина «Душа коми поэзии» (О коми пейзажной лирике)17, В А Латышевой «Классики и современники»18, Г К Лисовской «Образ

13ВежевА А Зарождение и становление коми советской литературы -Сыктывкар, 1966

14Бурилова Н А Национальное своеобразие решения проблемы человека и природы в прозе Г А Юшкова // Труды ИЯЛИ, Вып 26 - Сыктывкар, 1982 - С 46-52

15Бурилова Н А Человек и природа в коми прозе // Север -1986 -№ 9 -С 109-114

ыМикушев А К На таежных просторах - М , 1986

17 Демин В Н Душа коми поэзии (О коми пейзажной лирике) // Демин В Н На небе звезда Введение в теорию и историю коми поэзии - Сыктывкар, 1995 -С 76-101

18 Латышева В А Классики и современники - Сыктывкар, 2005

природы у К Ф Жакова»19, «Отражение дохристианских представлений коми о природе в творчестве К Ф Жакова»20, Л В Гудыревой «Роль природоописаний в психологическом изображении мировосприятия героя и автора в прозе И Г Торопова»21 и другие, в которых содержатся наблюдения над художественным воплощением темы природы в произведениях К Ф Жакова, В Т Чисталева, И Торопова, Е Рочева, Г Юшкова, В В Тимина, Сер Попова и других авторов Данные труды имеют преимущественно историко-литературный характер, они ценны именно этим типом подхода к творчеству писателей Исследование вопросов, связанных с художественным осмыслением взаимоотношений человека и естественного мира национальными писателями, требует более целостного взгляда на эволюцию темы на всем протяжении существования коми литературы

Практическая значимость исследования. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания, разработке семинаров преподавателями, в курсовых и дипломных работах, в спецкурсах по литературам народов Урала и Поволжья Введенный в научный оборот обширный материал может быть использован в дальнейшем исследовании темы, при создании теоретической основы для новых исследований, при написании монографий, учебников, учебных пособий, методических рекомендаций

Апробация работы. По теме диссертации автором опубликована статья «Основные тенденции развития темы природы в коми поэзии конца XIX - первой трети XX века» в рецензируемом журнале «Вестник Чувашского университета», рекомендованном ВАК РФ

Содержание диссертации отражено в 16 опубликованных работах и пяти статьях, находящихся в печати

По теме диссертации прочитан спецкурс "Тема природы в коми литературе" на финно-угорском факультете Сыктывкарского государственного университета

Основные положения диссертации обсуждены на научных конференциях международных ("И А Куратов и проблемы современного

19 Лисоеская Г К Образ природы у К Ф Жакова // Вест культуры Респ Коми -1993 -№ 2 -С 79-82

20 Лисоеская Г К Отражение дохристианских представлений коми о природе в творчестве К Ф Жакова // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры - Сыктывкар, 1996 - С 160-165

21 Гудырееа Л В Роль природоописаний в психологическом изображении мировосприятия героя и автора в прозе И Г Торопова // Гудырева Л В Художественное своеобразие прозы И Г Торопова - Сыктывкар, 2005 - С 42-65

финно-угроведения", Сыктывкар, 1999, "Коренные этносы Севера европейской части России на пороге нового тысячелетия история, современность, перспективы", Сыктывкар, 2000, международная конференция студентов ИФУСКО, Таллинн, 2000, «Язык и культура», Москва, 2001, XXXVI международная филологическая конференция, Санкт-Петербург, 2007, III Северный социально-экологический конгресс, Сыктывкар, 2007), всероссийских ("Финно-угристика на пороге третьего тысячелетия", Саранск, 2000, «На рубеже веков музей в системе ценностей современной культуры», Сыктывкар, 2001, "Коми-зырянская культура XX века", Сыктывкар, 2001, «История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов», Сыктывкар, 2004, «XX век Человек в Эпохе Эпоха в Человеке», Сыктывкар, 2005, «Духовная культура финно-угорских народов», Сыктывкар, 2006), межвузовских («Пути изучения текста», Ижевск, 2007), республиканских ("В А Савин и современность", Сыктывкар, 1998, "Савинские чтения", Сыктывкар, 1998, XIV Республиканская молодежная научная конференция, Сыктывкар, 2000, «От краеведения к науке», Сыктывкар, 2002, «Общество изучения Коми края и развитие науки и краеведения в Коми», Сыктывкар, 2007, «Гуманизация образования XXI век», Сыктывкар, 2007)

Структура работы подчинена целям и задачам исследования Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы

Основное содержание работы Во введении охарактеризован уровень изученности научной темы, определены актуальность, цели и задачи исследования

Первая глава «Научные исследования по теме «человек и природа» в финно-угорском литературоведении» посвящена систематизации суждений критиков и литературоведов о теме, образе природы, пейзаже

В первом параграфе - «Тема природы в теоретико-исторических литературоведческих работах XIX-XX веков» рассматриваются труды К К Ар сеньева, В Ф Саводника, С В Шувалова, А И Белецкого, Е Н Купреяновой, Г Б Курляндской, В А Никольского, М Н Эпштейна, Т Я Гринфельд-Зингурс и др , посвященные теме природы в русской литературе

Начало серьезного осмысления материала по теме природы положено в исследованиях К К Арсеньева "Критические этюды по русской литературе", где рассматривается пейзаж в романах И С Тургенева, И А Гончарова, JI Н Толстого, В Ф Саводника "Чувство природы в

поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева", в которой содержатся наблюдения над эволюцией темы природы в русской литературе Это направление продолжено в работах С В Шувалова "Природа в творчестве Тургенева", А И Белецкого "В мастерской художника слова"

Ценные историко-литературные и теоретические сведения обобщающего характера - о теме природы, о видах пейзажа и формах его существования в художественном произведении - содержатся в работах о писателях XIX века "Эстетика Л Толстого" Е Н Купреяновой, "О философии природы в произведениях Тургенева" Г Б Курляндской, «Природа и человек в русской литературе XIX века (50-60-е)» В А Никольского В этих трудах выработаны методология и отчасти методика исследования темы, показаны социально-философское содержание образа природы, исторические и национальные особенности пейзажа, его психологические функции в произведениях А С Пушкина, М Ю Лермонтова, И С Тургенева, Л Н Толстого, А П Чехова

Серьезный вклад в разработку вопроса о законах существования темы природы в художественном произведении внесли Б Галанов («Живопись словом», 1974) И В Страхов («Художественное мышление И С Тургенева и Л Н Толстого в изображении пейзажей», 1980), Г В Филиппов («Русская советская философская поэзия Человек и природа», 1984), А Ф Бритиков («Мастерство М Шолохова», 1964), Т Я Гринфельд-Зингурс («Природа в художественном мире М М Пришвина», (1989), Л В Гурленова («Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов», 1998), Н В Кожуховская («Эволюция чувства природы в русской прозе XIX века», 1995), коллективные исследования «Художественное творчество Вопросы комплексного изучения Человек-природа-искусство» (1986), «Древнерусская литература Изображение человека и природы» (1995), «Чувство природы» (1995) Среди немногочисленных исследований обобщающего типа следует выделить монографию Д С Лихачева "Поэзия садов К семантике садово-парковых стилей", М Н Эпштейна "Природа, мир, тайник вселенной система пейзажных образов в русской поэзии" Свой вклад в обсуждение вопроса об отношении человека к природе внесли и исследователи народной культуры Прежде всего следует выделить фундаментальный труд А Н Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов» (1865-1869), который позволяет точнее понять источники натурфилософских представлений многих писателей XIX-XX века Близки названной работе по материалу и направленности исследования «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861) Ф И Бус-

лаева, «О некоторых символах в славянской народной поэзии» (1860) А А Потебни, «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» (1898) А Н Веселовского

В параграфе «Работы этнокультурологического характера об особенностях влияния природы на формирование национального менталитета (К.Ф.Жаков, П.А.Сорокин)» рассматриваются статьи К Ф Жакова "Этнологический очерк зырян" (1901), П А Сорокина 'Грезы севера" (1910), которые способствовали актуализации темы природы в философско-культурологических исследованиях В них содержатся наблюдения над воздействием природы на национальное мирочувствование, развивается мысль о влиянии природы на формирование этноса, которая позже найдет отражение в работах современных исследователей К Жаков выделяет шесть факторов, которые определяют психический склад народа, обусловливая особенности его менталитета Автор отмечает, что природа местности, где проживает народ, имеет важное значение для его психологии, поэтому он выдвигает этот фактор на первое место и останавливается на нем подробно Исследователь говорит о значении леса в формировании психологии зырян, выделяя характерные черты национального типа коми человека предприимчивость, отважность, космополитичность К Жаков раскрывает своеобразные черты жизненного уклада, традиций коми, опыт патриархальной жизни, исследует мироощущение коми этноса, его психологию и философию, высказывает предположения о характере миросозерцания Автор утверждает, что окружающая природа играет большое значение в развитии ума и этического чувства Исследователь указывает на музыкальность зырян, оценивая это как важное проявление их эстетического отношения к действительности Северяне хорошо чувствуют и ритм, и мелодию, их пробуждает естественная среда Статья П А Сорокина "Грезы Севера' посвящена анализу концепции взаимоотношений человека и природы в художественном творчестве К Ф Жакова Автор статьи размышляет о своеобразии коми национального характера в творчестве зырянского писателя, выделяя два основных его типа Первую группу, по его мнению, образуют «простые добродушные люди, «непротивленцы», спокойно любующиеся миром, близкие к природе и выполняющие то, что они считают своим долгом (проповедь любви и сострадания)» Другой тип -«тип хищника, который исполнен силы и отваги и достигает своей цели несмотря ни на что» Вероятно, этим объясняется наличие двух противостоящих друг другу форм отношения к окружающему миру, которые нашли отражение в коми литературе рационалистическое и пантеистическое, подразумевающее равенство человека со всеми П Сорокин

отмечает воздействие природы на ход человеческой истории в целом, высказывает мысль о влиянии окружающей среды на хозяйственную деятельность людей, уклад жизни Окружающий мир привлекает внимание исследователей в качестве единой, мощной силы, формирующей характер и душу народа, определяющей его психологию и образ жизни

В параграфе «Финно-угорское литературоведение о теме природы» исследованы работы о развитии темы природы в художественных произведениях коми литературы статьи Н Попова, Е Колегова, А Забоева, В Забелина, А А Вежева, А Н Федоровой, Н А Буриловой, А К Ми-кушева, В Н Демина, В А Латышевой, Л В Гудыревой, Г К Лисовской и др Кроме того, в главе содержатся наблюдения над исследованиями темы в финно-угорском литературоведении (работы П Домокоша, Э Г Карху, В В Пахоруковой, С П Манаевой-Чесноковой, 3 А Богомоловой, В М Макушкина, Г И Горбунова, В В Горбунова, К К Васина и др )

Тема взаимоотношений человека и природы обсуждалась критиками и литературоведами на протяжении всего XX века, но осмыслялась она по-разному Вопрос о месте природы в жизни человека в течение этого времени рассматривался неравномерно можно выделить три этапа обращения к теме человека и природы

I этап - конец XIX - 1910-е годы включает работы К Ф.Жакова "Этнологический очерк зырян" (1901), П А Сорокина "Грезы севера" (1910), которые способствовали актуализации темы природы в философско-культурологических исследованиях II этап - 1920-1930-е годы время острых дискуссий о месте темы природы в коми советской литературе В работах Н Попова, Е Колегова, А Забоева ставится вопрос о том, быть или не быть природе в художественной литературе, «официальный» же ответ декларируется как новая идеологическая установка -тема природы преимущественно оценивалась как отражение нежелания авторов изображать социалистическую действительность Необходимо отметить в коми литературе наличие широкого интереса ко "второй" природе, то есть созданной руками человека Она становится предметом эстетического осмысления, нередко предстает мерой красоты и гармонии. Однако в то же время появляются работы, характеризующиеся постановкой экологических вопросов (А Забоев, В Забелин)

III этап - 1960-1990-е годы В коми критике и литературоведении произошел перелом по отношению к вопросу о месте природы в жизни человека, когда человечество начало осознавать ограниченность природных ресурсов Общество было поставлено перед необходимостью пересмотреть свое отношение к окружающему миру, испытывающему прессинг научно-технической революции В творчестве Г А Юшкова,

И Г Торопова, Е В Рочева, И В Коданева и других авторов отражается многообразие форм взаимоотношений человека и природы Это нашло отражение и в литературоведческих работах, в которых вновь заговорили об актуальности связей человека с естественным миром (работы Н Бури-ловой, В Демина, А Микушева, В Латышевой, Г Лисовской, Л Гудыре-вой, Л Лыткиной и др )

Во второй главе «Художественное воплощение темы природы в коми поэзии» рассматриваются особенности изображения природы в творчестве И А Куратова, В А Савина, В Т Чисталева, В И Лыткина, которые дали начало литературной традиции в развитии художественного изображения природы, заложили основы разнообразных форм описаний природы в художественном произведении

В первом параграфе - «Натурфилософские мотивы в поэзии И.А.Куратова и В.Т.Чисталева» представлена система идей, связанных с пониманием человека и природы в произведениях коми авторов, рассмотрено отражение в лирике их натурфилософских представлений Программными следует признать стихотворения "Со кыдз сшос тода ме" (Знаю я ее такой, 1867) И А Куратова и "Поэзия артмом" (Рождение поэзии, 1923) В Т Чисталева Их осмысление природы можно назвать натурфилософским, т к естественная среда была для них постоянным объектом наблюдений и размышлений, осознавалась как вечная основа жизни человека Их понимание мира включало в себя вопрос о месте человека в природе и отношения природы к человеку Проблемы, в которых выразилась натурфилософская мысль, это - человек в масштабе земли, природа и творческое начало в человеке

Что дает нам основание говорить о форме художественно-философского осмысления природы в стихотворении И А Куратова7 Во-первых, это форма произведения, представляющая собой размышление о природе, целью которого является открытие закономерностей ее устройства Во-вторых, интеллектуально-аналитическая направленность мысли, использование системы философских понятий материя, движение, конечность-бесконечность, жизнь-смерть и другие, что в конечном счете создает философски осознаваемую картину мира

Осмысление природных явлений привело И А Куратова к выводу, что природа - живое, бесконечное, величественное начало Человек же понимается им как маленькая частица большого мира, вселенной, он бессилен перед силами природы, зависит от нее, пытается воззвать к ее помощи Поэт философски осмысляет проблему разлада человека с природой причина его заключается, по И А Куратову, в том, что живая индивидуальность оказывается чуждой обезличенному потоку жизни

Кроме того, природа долговечна, а существование человека скоротечно, и это определяет различие закономерностей жизни, природной и человеческой Природа, по мнению поэта, не может сделать жизнь человека прочной и счастливой Он замечает, что в природе осуществляется гармония вечности и цельности, но в ней не хватает важного, завершающего элемента в ней нет человеческой чуткости, способности к состраданию Это - трагическое понимание природы, которое было продиктовано острым осознанием неустроенности человека в мире, поэтому его можно определить как социально-философское истолкование отношений человека и естественной среды

Особенностью поэзии В Т Чисталева является то, что тема природы тесно связана с темой творчества, последнее осмыслено в сопоставлении бытия природы и жизни человека Окружающий человека мир рассматривается автором как источник вдохновения Природа и человек, по мнению лирика, - два активных начала, в общении с естественной средой человек познает самого себя Подобную зависимость поэт обнаруживает в собственной творческой биографии, это отражено в стихотворении "Поэзия артмом" (Рождение поэзии, 1923) Неслучайно в одном из своих ранних сборников он поставил это стихотворение в разделе "'Водз-кыв пыдди" (Вместо предисловия), считая его своеобразным эпиграфом ко всему творчеству Лирический герой В Т Чисталева чувствует себя частью природы, обязанной ей своим поэтическим талантом Последний понимается как возможности познания мира, дающиеся человеку природой В стихотворении "Ывлавыв" (Природа, 1922), жанр которого поэт определил как восхваление, выражено восхищение беспредельными просторами северной природы Зачином произведения является мысль о диалектическом противоречии человек захвачен красотой познания мира и вместе с тем осознает свою беспомощность перед вселенной, космосом Природа, по мнению автора, - нечто чудное, сокровенное, она обладает неразгаданной самостоятельной сущностью, соответственно, человек понимается как маленькая частица большого мира, прекрасного, гармонического целого Поэту свойственно этико-философское осмысление природы

Тем не менее, даже В Т Чисталева затронули радикальные идеи, он признает право человека на покорение «первой» природы и строительства «второй» в стихотворении "Кайла, видзодла" (Поднимусь, посмотрю, 1921), в котором повествуется об окончании тяжелой крестьянской страды, описывается расчищение человеком леса, целью которого является отвоевание пространства для земледелия Человек преодолевает сопротивление земли, отвоевывает у дикой природы пашню для своего

хозяйства Позиция во взгляде на отношения человека и окружающей среды изменилась, т к в этот исторический момент в общественном сознании укреплялись идеи природоборчества преобразования природного облика страны, укрепления мощи человека достижениями науки и техники В данной позиции главное-возвышение роли человека в земной цивилизации человек оценивается как движитель жизни, а природа - как косная среда, препятствующая развитию Позже, в очерке "Природалы тожд" (Природе - заботу, 1934-1935) и экологически ориентированном рассказе "Сотчом" (Пожарище, 1937), писатель уже предвидит катастрофические последствия для человеческой цивилизации потребительско-эгоистического отношения к природе, призывает беречь ее для будущего поколения, рисует человека, действия которого оценивает как разрушительные и губительные для мира природы

«Особенности изображения природы в художественном мире В.А.Савина». В данном параграфе исследуется специфика образного мышления, отраженная в поэтике природоописаний, философско-эстетические идеи и художественные особенности воплощения темы, характерные для коми лирика

Окружающий мир в творчестве В А Савина - это естественная среда национальной жизни, наблюдаемая не со стороны, в самых общих чертах, а как бы изнутри, в процессе непосредственного общения с нею Природа изображается автором в ее повседневных состояниях и в тесных соприкосновениях с человеком Героям автора, всецело погруженным в свои сельскохозяйственные заботы, характерно прагматическое отношение к природе как к арене труда Стихотворения "Вундом" (Жатва, 1918), "Мельнича" (Мельница, 1930), "Медводдза борозда" (Первая борозда, 1931) содержат описание естественной основы жизни человека пашни, лесов, полей В Савин воссоздает жизнь человека в окружении естественного мира, ведет повествование о полевых, сельскохозяйственных работах Речь идет, следовательно, об описаниях природы, которые функционально связаны с социальной проблематикой произведения и формируют соответствующий эмоциональный фон повествования

В стихотворении «Варыш поз» (Соколиное гнездо, 1923) автор дает такое истолкование образов природы, которое было характерно в целом для революционно ориентированных российских писателей Тайга-символизирует тьму, захолустность, неустроенность жизни, основной сюжетный мотив - стремление героев к свету (солнцу, загораживаемому тайгой), композиция стихотворения призвана реализовать противостояние «вчера» - «завтра», в котором «вчера» - негативный, а «завтра» -позитивный нарратив Этот мотивно-образный комплекс изменяется в

применении к картине современной жизни, героями которой становятся молодые люди Например, стихотворение "Отчыд овло" (Однажды бывает, 1921) повествует о народном празднике-гулянии и начинается с диалога девушек и парней, переправляющихся черезВычегду Образ реки-открытого пространства - является эквивалентом образа света Река -это движение, которое противостоит замкнутости, застойности жизни В таком художественном пространстве молодые герои, открытые движению в будущее, по-другому воспринимают природный мир Он для них - свой, любимый, помогающий, а не мешающий В этом случае автор рисует отношения человека и окружающей среды как гармонию, воплощающую радость

Коми поэзия первой трети XX века отразила не только "положительное", но и "отрицательное" отношение к природе В поэме "Сыктывкар" (1933) В А Савина противопоставляется "первая" и "вторая" природа, поэт размышляет о характере прогресса и принципах отношения человека к естественному миру Автор не рассматривает последствия вмешательства человека в природную жизнь как губительные, не оценивает ситуацию как трагическую, а наоборот, приветствует долгожданное время перемен Лирический герой с восторгом рассказывает, как изменился Коми край к лучшему в результате его освоения человеком Решая эту проблему, В А Савин не осуждает лирического героя, жестоко относящегося к природе, более того, он считает, что такие изменения в природе необходимы, поскольку они облегчат жизнь человека Поэт оценивает как благо, что само государство взялось за масштабное освоение земли

«Человек и природа в художественном творчестве В И.Лыткина». В параграфе исследована поэтика очеловечивания природы в художественном мире поэта

В И Лыткин, подобно В Т Чисталеву, развивает идею о том, что природа является источником творчества, она усиливает жажду познания жизни, исцеляет от мирских тревог и забот Природа коми края была для автора символом могучих сил жизни Он предпочитал изображать природу в простоте и естественности, но в то же время в многообразных ее проявлениях «Муноны» (Идут, 1927), "Ворын" (В лесу, 1926), "Мед-воддза лым" (Первый снег, 1922), «Арся мовпъяс» (Осенние думы, 1926) Для стиля поэта характерны природоописания с множеством уточняющих деталей и подробностей, присуще нанизывание образов природы, благодаря чему постепенно возникает панорама окружающего мира Для значительной части стихотворений поэта, в которых осмысляется тема взаимоотношений человека и окружающей его среды, характерен прием одухотворения природы В его произведениях Вычегда "нахмурена", солнце

"радуется", деревья "мерзнут", горы "спят", звезды "переговариваются друг с другом" (поэма "Муноны") Персонажи из природного мира подобны людям они рождаются, растут, чувствуют, переживают различные коллизии, умирают Это является не только лишь художественным приемом, а отражает фундаментальные представления о мире идею всеобщей одушевленности природной среды Антропоморфизация природных явлений превращается у него в форму выражения натурфилософской концепции, служит задаче повышения экспрессивности описаний Герои В И Лыткина предстают в тесной взаимосвязи с окружающим миром, с отдельными явлениями и стихиями природы, которые приобретают обобщающе-символическое значение (образ воды, реки)

Глава завершается следующими выводами Тема природы в коми поэзии конца XIX - первой трети XX века включает различные мировоззренческие аспекты философский, социальный, природозащитный, просветительский Художественное освоение темы начинается с философского аспекта, осложненного социальным спектром видения вопроса Коми поэты философски осмысляют мир Они понимают природу как живую, рождающую материю, в целом - как живое существо Окружающий, естественный мир истолковывается ими как уникальная целостность, составной частью которой является человек (В Т Чисталев)

Социальная компонента не снижает монументальности природы, ее величественного положения в общей с человеком сфере жизни, но придает трагизм пониманию судьбы и возможностей человека, который предстает малой и зависимой от окружающей среды величиной Социальный аспект в понимании природы в следующий период значительно изменяет философский подход природный мир понимается как среда, предназначенная для устройства человека, то есть как некая функциональная величина Главной силой представляется человек, а его важнейшей задачей - пересоздание природы с целью формирования удобной для человека среды обитания Центральным образом становится образ «второй» природы, созданной руками человека (В Савин, В Чисталев)

В произведениях авторов выражена просветительская задача, особенно в произведениях для детей (В Т Чисталев, В И Лыткин) Они популяризировали знания о природном, окружающем мире, содействовали эмоциональному воспитанию ребенка, пробуждению чувства природы Коми поэзия развивает художественные формы изображения природы В пейзажных описаниях природа, как правило, представлена в конкретных материальных формах, в пластике, цвете В целом для коми поэзии характерна динамичность описаний Думается, это связано с природным ритмом, цикличностью, традиционностью уклада жизни (ритм труда, бытовой жизни)

В третьей главе - «Человек и природа в коми прозе» рассмотрены особенности идейно-художественного воплощения темы природы в творчестве коми прозаиков

В параграфе «Художественное своеобразие произведений русских писателей XIX века о земле коми» содержатся наблюдения над воплощением темы природы в произведениях ряда русских писателей, связанных судьбой и творчеством с Севером произведения Ф А Арсеньева, П В Засо-димского, А В Круглова У данных авторов достаточно многосторонне развита зырянская, финно-угорская тема В их очерках, этнографических рассказах освещены различные стороны материальной и духовной жизни коми-зырян, они содержат интересные сведения исторического, географического, этнографического характера о национальной психологии, отношении к окружающему миру, особенностях природы и воздействия ее на человека, домашнем быте, физических возможностях народа, описание одежды, промыслов, верований и др

В параграфе «Коми проза первой трети XX века: художественно-философское осмысление взаимоотношений человека и природы» предметом изучения являются произведения К Ф Жакова, В Т Чисталева, В В Юхнина с целью выявления общей картины основных мировоззренческих аспектов воплощения темы (философского, социального, этического, природозащитного)

Природа сохраняет свое значение как объект художественного познания на протяжении всего творческого пути К Ф Жакова рассказы, помещенные в сборнике «На Север, в поисках за Памом Бур-Мортом» (1905), произведения, вошедшие в сборники «В хвойных лесах», «Под шум Северного ветра» (1908-1914), поэма «Биармия» (1916) Содержание названных произведений связано с философскими проблемами бытия, с вопросами о назначении человека, его отношении к природе В сказке «Жизнь Пама Бур-Морта» (1905) автор воспроизводит языческую, дохристианскую стихию, в которой человек находится в гармонии с космосом Природа и мир человека живут в добром согласии, в гармоническом единстве В осмыслении природы К Ф Жаковым отразились, вероятно, пантеистические мотивы прозы начала XX века, которые выражали мысль о единой сущности бытия, о близости человека к естественной среде, и в связи с этим идеализировали патриархальную жизнь, противопоставляя ее современности

В коми литературе К Ф Жаков был впереди своего времени в понимании того урона, которое несет разрушение окружающей среды, он осознавал прямую связь между разрушением природной среды и культурой народа, уничтожением вековых лесов и исчезновением сказок,

легенд, преданий ("На север в поисках за Памом - Бурмортом", 1905) В рассказе "Бегство северных Богов" (1911) писатель рисует картину уничтожения северной природы В работе "Этнологический очерк зырян" исследователь размышляет о разрушении гармонии между человеком и природой, которая ведет к вырождению, измельчанию народа Цивилизация, которая уничтожает природу, ведет, по мнению К Жакова, к духовному оскудению народа (рассказ «Бегство северных богов») От цивилизации бегут люди, которые раньше «жили, как короли, в дремучих лесах управляя своими стадами» (рассказ «Джак и Качаморт») Герой рассказа «Холуницкий завод» (1906) Аркадий Лесков - крестьянин, живший в ладу с природой, становится рабочим Тема города и деревни, цивилизации и патриархальности - основная в произведении Рассказ построен на противопоставлении двух форм жизни Автор использует в качестве сквозного приема сопоставление природного и «машинного» образных рядов, снижение одной формы жизни и идеализации другой, использует поэтику контрастов Целью подобного изложения является стремление К Ф Жакова защитить идею единства человека и природы, ведущую свое начало из языческой эпохи, стремление предостеречь людей от разрушения и отчуждения от естественного мира Образы пролетарской поэзии - железа, огня, завода, - символизируют технологический век, новую «железную» эру, и представляют переосмысленную пролетарскими идеологами систему ценностей, ориентированную не на «живое», а на «мертвое»

К Ф Жаков защищает активное философское, социальное, экологическое, эстетическое отношение к природе, которое понимается как вовлеченность человека в естественный мир, их таинственное взаимопроникновение Эстетика природы обретает в творчестве писателя особое значение, ей придается знаковое, символическое наполнение.

Тема человека и природы - одна из главнейших в миниатюрах ВТЧисталева "Во гогор кытшовтом" (Времена года, 1919), "Поводдя вежсигон" (Смена погоды, 1921), "Тулыс boom" (Приход весны, 1921), «Арся луно» (Осенним днем, 1923) В миниатюрах автора выступает характерная особенность его писательской манеры, он и в прозе остается поэтом В жанре миниатюры автор использует преимущественно два вида художественной речи описание и рассуждение (размышление) и их смешение Для В Т Чисталева в данных произведениях предметом изображения является природа, ее бесконечно многообразные состояния Полнота изображения, объективность, «предметность», цветовая яркость, четкая пространственная перспектива, игра света - это характерные черты пейзажных миниатюр автора Коми писатель поэтизировал мотив

движения и придал ему философский смысл движение в природе мыслится им не как механическое перемещение, изменение, а как взаимосвязь, взаимопереход явлений, переход одного качества в другое Миниатюры автора являют собой типичную организацию описательной речи последовательность, перечисление объектов наблюдения, смена форм движения, перемены состояния в природе Писатель разворачивает автономные пейзажи, подобно панораме, с массой «предметов», эпитетов, перечислений, сравнений Миниатюра "Во гогор кытшовтом" - это изображение звуковой симфонии птиц, населяющих коми парму, это знакомство с персонажами мира пернатых зябликом, вороной, тетеревом, воробьями, сырчиком, гусями, кукушкой, куликом-прибрежником, лебедями, дятлом, снегирем, которым даны описательные характеристики Коми автор выдвигает на главное место первозданную красоту окружающего мира, естество «Натура» занимает здесь заслуженное положение, заставляет нас обратить свой взор к ней и оценить ее по достоинству Это произведение напоминает чередование музыкальных тем «Пинь-пинь пинь-пинь' » - кытонко коз йылын кыло тшетшкодчо-ПИНЯСЬО КОДЗЫДКОД пинькай, КОЛЬ ГЫЛОД1ГТЬфЙИ «Туррр куррр » -шонд1 петан вежосын ьшсянь кыло таръяслон койтом »22

(Пинь-пинь пинь-пинь'» - где-то на елке слышно как стрекочет-ругается с холодом зяблик, глодая шишку «Туррр куррр »-издалека слышно токование тетеревов )* Автор-повествователь стремится так передать пение птиц, чтобы их можно было «услышать», уловив объективно присущую им специфичность звучания Можно сказать, что в описаниях голосов леса, а именно птиц, его населяющих, - все очарование рассказа миниатюры

Тема природы, взаимоотношений человека и окружающего мира -одна из главных в рассказе «Трипан Вась» (Василий, сын Трифона, 1929) В Чисталева, который является одним из лучших произведений коми прозы Данное произведение представляет собой описание нескольких дней из жизни крестьянина Автор обращается к человеку, которого можно назвать естественным, сохранившему родовую привязанность и доверие к миру природы В рассказе повествуется о жизни героя в голодный 1919 год Центральным в нем является образ ржи, бытия, которое складывается из пользы, тишины, счастья, достатка Принципиальное значение имеет молитва героя Он обращается не к богу, а в духе обрядовой

22 Чисталев В Т Во гогор кытшовтом II Чисталев В Т Во гогор кытшовтом Кывбуръяс Вистъяс -Сыктывкар, 1978 - С 30-31 "Здесь и далее перевод подстрочный наш - О 3

народной поэзии, рожденной языческой эпохой, к земле-кормилице и солнцу «Чужты да быдты, му-мамой' Югыдшондюй,шонтыдавидз' » (Роди и расти, земля-матушка1 Яркое солнце, согрей и сохрани')

Совершая посев, обрабатывая землю, Трипан Вась проникает в сферу, насыщенную сакральным содержанием Его труд связан с плодородием земли, с жизненными силами, скрытыми в пашне, и определяется космическими ритмами - круговоротом времен года Герой повествования воспринимается в естественном единстве с миром природы, он показан не просто на фоне природы, а как ее часть Трипан Вась «растворен» в окружающем мире, поэтому жизнь его гармонична и естественна Писатель вводит читателя в национальный мир коми крестьянина, особенностью которого является погруженность человека в мир природы, привязанность к родному дому, родным полям, реке и лесу, единство ритма человеческой жизни с жизнью природы, общий язык для явлений природы и событий человеческой жизни Тема человека и природы в творчестве В Т Чисталева развивалась и в жанре очерка «Шонд1 бердлом» (Затмение солнца, 1923), «Кер породой» (Рубка леса, 1921), «Ур йылысь» (Про белку, 1934) Изображая столь, казалось бы, привычные для коми крестьян будни и житейские хлопоты в очерке «Кер породом», автор вводит в текст миниатюру - размышление о вековом лесе, поэтизируя его и в то же время скорбя о нем « Сулало-узьо, виччысьо тулыс на бара Оз и тод сшо, мый нэм помыс нин воома, узигкостшыс оломныс пуяслон эштас Лок-Т1СНЫ йоз Волаяс подаяс Шызис сынодыс ягын Чер шыяс калсконы, пилаяс няжгоны Лозгоны-пороны пуяс Оти, мод уна нин вод1С Оз нин аддзывны пожомъяс тавося тулыс»23 ( Стоит в сонной дреме, опять ждет весны И не знает он, что конец века его близок, спящие они и распрощаются со своей жизнью Пришли люди Конные, пешие Растревожился воздух в лесу Стучат топоры, визжат пилы С шумом падают деревья Одно, другое Много уже полегло Не увидят сосны нынешней весны)

Взору повествователя открывается картина, выделяющаяся из основного текста произведения необычайной красотой, поэтичностью и трагизмом Перед нами не только детально выписанный, красочный, «зримый», но не в меньшей мере «звучащий» пейзаж

В 1940-1950-х годах тема взаимоотношений человека и природы как одна из ведущих представлена в творчестве В В Юхнина Действие романа «Алой лента» происходит на лесных просторах севера, где шумят могучие

23 Чисталев В Т Кер породом // Чисталев В Т Менам гора тулыс Кывбура да прозаа гижодъяс - Сыктывкар, 1980 - С 156-157

леса, текут чистые реки Одна из основных идей в произведении - идея влияния на человека природно-климатических условий его жизни О географическом детерминизме, который предполагает обусловленность национального характера географо-климатическими условиями, писали русские ученые и писатели (Н Карамзин, В Белинский, Н Гоголь), коми ученый, философ К Жаков, коми социолог П Сорокин В контексте названной идеи многие коми авторы, в том числе и В Юхнин, признавали зависимость характера северного человека от погодных условий, от ландшафта местности

В параграфе «Идейно-художественные особенности воплощения темы природы в коми прозе второй половины XX века» анализируются различные аспекты темы природы в художественных произведениях Г А Юшкова, И Г Торопова, Е В Рочева, И В Коданева, выявляются связи литературы с фольклором, философией Так, диссертант рассматривает отражение в произведениях коми писателей идей и образов мифологии, концепции Вл Соловьева

Со второй половины XX века тема природы занимает ведущее положение в прозе Более широко и полно она представлена в творчестве Г А Юшкова, И Г Торопова, Е В Рочева, И В Коданева В их произведениях развита мотивно-образная система, создающая сквозной образ природы, содержатся развернутые природоописания Тема природы реализуется в нескольких аспектах социально-философском, нравственно-этическом, экологическом Соцальная функция природы в произведениях авторов первична, выход ее на первый план объясняется спецификой изображаемой действительности-традиционным укладом жизни Кроме того, писатели своими произведениями формируют природозащитную концепцию, которая имеет просветительский характер Просветительская цель выражается в создании идеальной человеческой личности, воплощающей «вечные» нормы отношения человека с природой Идеальные люди - это «герои - хранители и созидатели»24, люди, ратующие за разумное пользование природой Природное начало, осознаваемое как условие цельности человека и окружающего мира, в художественном мире авторов выступает в качестве своеобразной ценностной шкалы, по которой оцениваются поступки героев повествований

В повести Г А Юшкова "Пияна ош" (Медведица с медвежатами, 1979) описано разное понимание природы внутри традиционной жизни Деревенский уклад жизни, по мнению писателя, порожден признанием един-

иАзыркина Е И Человек и природа в мордовской прозе Автореф дис канд фиолол наук -Саранск, 1996 - С 18

ства человека и естественного мира, поэтому для деревенского человека земля является кормилицей В произведении писателя представлены герои, которые иллюстрируют «сберегающее»25 и потребительское отношение к земле Основным выразителем авторской позиции во взгляде на природный мир является главный герой повести - конюх Микулай Он показан охранителем складывавшегося веками охотничьего этикета коми человека Последний изображается в виде некоего идеала отношений человека и природы Микулая можно назвать традиционным положительным героем коми литературы - человеком, живущим в ладу с природой и любящим ее Ему противопоставлен лесник Емель, тоже деревенский человек, который, казалось бы, должен охранять окружающий мир, но в действительности способствует его уничтожению События приобретают драматический характер и заканчиваются трагедией Емель показывает за деньги берлогу городским охотникам, которые жестоко и бессмысленно губят медведицу с медвежатами В повести реализована прежде всего просветительская задача Противопоставляя две формы отношения к природе, автор открыто выражает свое неприятие браконьерского отношения к ней, усиливает трагизм конфликта и развязки, тем самым, способствуя сильному эмоциональному сочувствию читателя природному миру, формированию осознанного чувства природы

Особое место в художественном мире И Г Торопова отведено нравственно-этической стороне отношений человека и природы Отношение к окружающему миру - как бы тот кристалл, через который высвечивается характер, душа, жизненная философия героев Образ природы представлен как средство раскрытия мироощущения героев в его повестях "Арся сьыланкыв" (Осенняя песня, 1976) , "Тян" (1982), "Ошто эн лый кыкысь" (Не стреляй в медведя дважды, 1988) Автор выделяет две взаимоисключающие модели отношения человека к естественной среде Первая подразумевает взгляд на природу '"сверху вниз", его представляет лесничий Катша Мишка из повести "Ошто эн лый кыкысь", призванный охранять природу, но на самом деле способствующий ее разрушению, Бисин из повести "Тян", который браконьерски пользуется общественным добром, Степан Федорович из повести "Арся сьыланкыв", убивающий маленьких утят И другой тип отношения к природе представлен в образах Питирима и Райды ("Арся сьыланкыв"), Солдат Ивана ("Тян"), Оньо ("Ошто эн лый кыкысь") Это благородные герои, не способные на под-

25 Давыдова ГА Проблема отношения человека и природы в философско-исторической концепции К Маркса // Философские проблемы глобальной экологии Сб ст - М , 1983 - С 28

лость и корыстный поступок, они по-настоящему близки к окружающему миру, рассматривают его как источник моральных и духовных ценностей Развивая идеи всеобщей жизни и разумности как основы мира, коми писатели показывают, что разрыв человека с природой приводит к неполноценности бытия, к утрате чувства кровного родства всего живого, к разъединению и отчуждению людей В этом авторы видят одну из главных проблем, стоящих перед современной цивилизацией Отказ от традиционных представлений в произведениях коми авторов изображается как следствие тотального отчуждения человека от природы, а это последнее -как мировая трагедия Вместо рухнувшей системы ценностей не создается новой, а без этого не может быть равновесия между двумя крупными величинами земной цивилизации - природой и человеком

Просветительская цель также выражается в трагическом пафосе произведений, реализующемся прежде всего в проблеме природа-человек-цивилизация Как правило, природа и цивилизация изображаются как антагонисты, в трагическом конфликте Причина трагических отношений природы и цивилизационных процессов, по мнению писателей, находится в человеке, в особенностях его сознания - эгоистическом, потребительском Коми прозаики написали произведения - предостережения, т к современное направление развития человечества, основанного на утилитарно-потребительском отношении к природе, они понимают как нечто губительное и разрушительное для всех форм жизни на земле Кроме того, просветительское начало предполагает участие в школьном образовании Коми писатели много сделали для пропаганды научно-естественных знаний, которые пробуждали в юном читателе осознанное чувство природы Г А Юшков неоднократно подчеркивает бережное отношение к природе своих любимых героев - Коно Семо ("Коно Семо"), Микулая ("Пияна ош"), Поликарпа Лызлова ("Ловъя лов") В рассказе "Коно Семо", повестях "Пияна ош", "Ловъя лов" автор размышляет, от кого и от чего зависит дело защиты природы, и приходит к выводу, что оно может быть понято как необходимость лишь тогда, когда люди осознают это на собственном опыте или благодаря воспитанию Воспитание бережного отношения к природе видится как процесс, требующий перестройки многих нравственных представлений Важнейшими составными подобного воспитания, по мнению писателя, являются чувство природы, укрепляющееся в процессе познания человеком устройства земной жизни, и чувство родины - гордости за свой богатый, прекрасный край Герой одноименного рассказа Коно Семо, увидев, что мальчишки разоряют птичье гнездо, объясняет им значение природной жизни, место в ней человека Писатель изображает своих излюбленных персонажей - "старых

леших земли коми" не просто на фоне природы, а как часть природы, ибо они наделены от природы всем тем, чем, по мысли автора, может быть наделен человек физическим здоровьем, подлинной нравственностью Автор создает и образы современников, исходя из качеств которых можно моделировать некий идеальный образ Концепция нового человека в творчестве писателя основывается прежде всего на чувстве природы Философия природы в XX веке невозможна без решения вопроса о характере цивилизации, прогресса Утилитарно-потребительское отношение к природе писатель понимает как разрушительное, трагическое явление Опасность, по его мнению, заключается в человеке, в его отношении к природе, в его духовных, нравственных качествах Современный человек, считает автор, - потребитель, хищник, стремящийся быть властелином на земле (образ Висара, Емеля ) Писатель убежден, что новый человек должен синтезировать опыт прошлого, накопленного веками, он считает полезным объединить пантеистическое преклонение перед природой с научным знанием о жизни естественной среды (образы Микулая, Коно Семо, Поликарпа Лызлова, Чуистовой ) Г Юшков утверждает, что отношения между человеком и природой будут гармоничными лишь в одном случае если человек признает за природой ее самоценность, научится понимать законы, по которым она живет

Проблема взаимоотношений человека и природы имеет и собственно экологический аспект, важное место в ней занимает актуальная сегодня идея сохранения многообразия форм природной жизни как условия устойчивости природного мира Е В Рочев - автор широко известных произведений о природе, остро поставил проблему защиты природной среды, в частности, он протестует против испытаний ядерного оружия на Новой Земле, так как взрывы влияют на экологию, поднимает вопрос о необходимости восстановления земель после использования химикатов, так как они становятся причиной гибели оленей, изменения радиационного и химического фона тундры

В повести "Ошто эн лый кыкысь" И Г Торопова развивается одна из постоянных в русской и коми литературе тем - тема гибнущего леса (А П Чехов "Дядя Ваня", "Вишневый сад", К Ф Жаков "Бегство северных Богов", Л Леонов "Русский лес"), который изображен как основа жизненного уклада, символ исторической памяти В повестя

Просмотров: 3014 | Добавил: thecipar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz