Главная
Регистрация
Вход
Четверг
19.09.2024
05:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

  
Главная » 2013 » Сентябрь » 17 » Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. �
13:24
 

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. �


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ДПП.ДС.4 Анализ художественного текста

(УД-04.13-022)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель:

старший преподаватель Беляева Н.В.


Уссурийск, 2008

^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ……...….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ……………………….……




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………….….

а). Методические материалы к дисциплине (Методические

рекомендации по подготовке к практическим занятиям)……………….….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………….…..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………….…


1. АННОТАЦИЯ


Содержание дисциплины. Учебная программа реализует объеме 52 аудиторных часа и является дисциплиной специализации. Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебный разделы. Теоретический материал представлен в виде лекций по следующим темам: «Предмет и задачи курса. Место в ряду изучаемых дисциплин», «Целостно-системное понимание литературных произведений», «Эстетическое и художественное», «Типологические соотношения содержания и формы», «Литературное произведение как целое. Рамочные компоненты. Сильные позиции текста», «Произведение с точки зрения его жанровой природы», «Мир произведения: объект и субъект изображения», «Лирический субъект», «Произведение как модель мира в словесно-образном выражении». Практический материал направлен на постижение методологически обоснованного подхода к изучению художественного текста, а также совершенствование навыков анализа произведения. Занятия предусматривают практическую работу установленной направленности со словесным произведением. Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки.

Компетенции. Знать основные литературоведческие методы; что такое анализ и интерпретация; законы художественности; сущность образного познания мира; родовые и жанровые признаки; поэтические средства выразительности. Уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания; давать научную интерпретацию художественного текста.

^ Связь с другими дисциплинами. «Литературоведение», «Литературное произведение: теория и практика анализа», «История русской литературы», курсами по выбору «Проблема автора в русской литературе второй половины ХХ века», «Русская поэзия второй половины ХХ века», дисциплинами специализации «Методология школьного анализа и интерпретации художественного произведения», «Отечественное и зарубежное литературоведение».

Специальность. Русский язык и литература.


^ 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)


Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.ДС.4 АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

(УД-04.13-022)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель:

старший преподаватель Беляева Н. В.


Уссурийск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка .....................................................................................................

2. Тематический план дисциплины ....................................................................................

а) для очной формы обучения .........................................................................................

3. Содержание учебного материала .....................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов .....................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ................................................................

а) рубежный (текущий) контроль ...................................................................................

б) итоговый контроль .......................................................................................................

6. Список литературы ............................................................................................................


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дисциплина специализации «Анализ художественного текста» продолжает линию сквозного изучения литературоведения. Предлагаемая программа включает теоретический, практический разделы, требования к знаниям и навыкам, контрольный материал.

Основная цель предлагаемой дисциплины – постижение принципов организации художественного текста через осмысление рамочных компонентов, ритмической и субъектной структуры.

Программа предназначена для изучения студентами-филологами 5 курса. Основополагающим является положение А.Б. Есина о том, что целостный анализ должен быть выборочным. Указанный принцип позволяет подходить к тексту с учетом совокупности трех литературных явлений (О. И. Федотов): литературного творчества, литературного произведения и литературного процесса.

При комплексном анализе текста применяются знания, полученные студентами при изучении дисциплин предметной подготовки Федерального компонента («Литературоведение» и «История русской литературы»), практикума по анализу литературного произведения (национально-региональный (вузовский) компонент дисциплин предметной подготовки)», а также дисциплины специализации «Методология анализа и интерпретации художественного произведения».

Теоретический материал представлен в виде лекций по основным темам. Помимо теоретико-литературного материала, на каждой лекции демонстрируется образец анализа художественного текста в соответствии с проблемой, заявленной темой лекции.

Основу практических занятий составляет имманентный или сопоставительный анализ текстов русской литературы. Для исследования студентам предлагаются произведения XVIII–ХХ веков, в которых реализованы принципы различных художественных методов.

Контрольный раздел включает задания, предлагаемые для письменных работ (текущий контроль) и вопросы к зачету (итоговый контроль).


^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


а) очная форма обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем (с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятель-ная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практич. Занятия

Лабораторные занятия




^ IХ семестр



Анализ текста как самостоятельная дис-циплина современного литературоведения.

2

2

-

-

2

4



Понятия «текст» и «произведение».

2

2

-

-

2

4



Рамочные компоненты текста.

10

2

8

-

10

20



Ритм стихотворного текста.

10

4

6

-

10

20



Ритм прозаического текста.

10

6

4

-

10

20



Субъектная организация произведения.

2

2

-

-

2

4



Субъектная организация стихотворения.

4

2

2

-

4

8



Эпические субъекты.

6

4

2

-

6

12



Понятие интертекстуальности.

6

2

4

-

6

12

^ Итого за семестр

52

26

26

0

52

104



^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Содержание лекционного материала


  1. Анализ текста как самостоятельная дисциплина современного литературоведения.

Определение целей и задач курса. Современные теории текста. Различные подходы к анализу художественного текста. Литературоведческий, лингвистический, филологический анализ текста. Анализ и интерпретация. Образец различных подходов к анализу текста стихотворения М. Цветаевой «Любовь, любовь, и в судорогах, и в гробе…».


  1. ^ Понятия «текст» и «произведение».

Художественный текст среди других видов текстов. Текст и произведение. Основные признаки текста. Стилистика художественного текста и стиль произведения. Стилевой и стилистический анализ сказа Н. Лескова «Левша».


  1. ^ Рамочные компоненты текста.

Понятие «рамочный текст». Двойственная и диалогическая природа рамы. Компоненты рамочного текста. Поэтика «заголовочно-финального комплекса» (Ю.Б. Орлицкий). Анализ рамочных компонентов «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя.


  1. Ритм художественного текста.

^ 4.1. Ритм стихотворного текста. Различные трактовки понятий «метр» и «ритм». Основа ритма в силлабической, силлабо-тонической и тонической системах. Строфа, стих, стопа – основные компоненты ритма в силлабо-тоническом стихотворении. Другие компоненты стихотворного ритма. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Гроза, моментальная навек».

^ 4.2. Ритм стихотворного текста. Дольник и тактовик как формы перехода от силлабо-тоники к тонике. Различные трактовки указанных понятий. Тоническая система стихосложения. Вольный, свободный стих. Анализ стихотворения А. Блока «Она пришла с мороза…».

^ 4.3. Ритм прозаического текста. Понятие «произведение». История изучения ритма художественной прозы. «Стихопроза» (О.И.Федотов) как особая форма литературы нового времени. Случайные метры. Монтаж стиха и прозы в пределах одного текста, «элогиум». Анализ ритма повести М. Тарковского «Тойота-Креста» и другие».

^ 4.4. Ритм прозаического текста. Основные компоненты прозаического текста: книги, главы, разделы, части, абзацы, фразы, предложения, колоны. Стиховедческий опыт при анализе прозаического текста: анафора и эпифора. Анализ рассказа В. Белова «Весенняя ночь».

^ 4.5. Ритм прозаического текста. Образец анализа ритма художественного текста: рассказ М. Тарковского «Таня».


  1. Субъектная организация произведения.

^ 5.1. Субъектная организация произведения. Понятие субъектной организации. «Образ-голос» как обязательный элемент художественного текста. Субъекты речи в эпосе, лирике и драме. Анализ стихотворения А. Ахматовой «Настоящую нежность не спутаешь…».

^ 5.2. Субъектная организация стихотворения. Субъекты стихотворной лирики. Понятия «лирический герой» и «лирический субъект». Лирический герой как образ-персонаж и как характерный для контекста цикла (всего творчества) образ. Герой ролевой лирики. Анализ лирического героя в цикле А. Блока «Кармен» и лирического субъекта стихотворения Н. Гумилева «Китайская девушка».

^ 5.3. Эпические субъекты. Выбор субъекта речи как важнейший способ реализации авторского замысла. Повествователь, рассказчик, образ автора – основные виды эпических субъектов. «Чужое слово» (М.М. Бахтин) и его функции в тексте. Субъекты речи в рассказе Н. Лескова «Очарованный странник».

^ 5.4. Эпические субъекты. «Проблема точки зрения». «Точка зрения» как важнейший аспект композиции эпического текста. Виды «точек зрения»: идеологическая, фразеологическая, пространственно-временная, психологическая (Б.А.Успенский). Взаимоотношение «точек зрения» на разных уровнях в произведении. Сложная «точка зрения». Анализ «точек зрения» в повести В. Крупина «Люби меня, как я тебя».


^ 6. Понятие интертекстуальности.

Понятие «стиль» и «стилизация». «Чужое слово» в художественном тексте. Цитация и заимствование – основные формы включения «чужого слова» в текст. Анализ стихотворений «Умом Россию не понять…» Ф. Тютчева и Т. Кибирова.


^ Содержание практических занятий


    1. Рамочные компоненты текста.

  1. Функции художественных номинаций.

Номинативная функция имени в классицистическом тексте. Заглавие как имя произведения в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийской» 1746 и 1748 гг. М. Ломоносова. Признаки жанра, указанного в заглавии. Функция имен собственных в предлагаемых для анализа одах. Способы выражения номинации субъекта речи.

  1. ^ Заглавие как «ключ» к пониманию текста.

На занятии осмысляются разные варианты заглавий рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

  1. Имя в контексте литературной традиции.

Для анализа – рассказ Т. Толстой «Соня» и повесть Л. Улицкой «Сонечка». Семантическое значение имени и его форм в указанных произведениях.

  1. ^ Функции эпиграфов в художественном тексте.

Эпиграфы как циклообразующий компонент в «Пушкинских эпиграфах» А. Тарковского. Осмысление поэтики эпиграфа в контексте отдельного стихотворения и в контексте всего цикла.


^ II. Ритм художественного текста.

  1. Закономерности стихотворного ритма.

Повторяемость как основной принцип стихотворного ритма. Различные трактовки понятий «ритм» и «метр». Компоненты стихотворного ритма. Для анализа стихотворение А. Блока «Незнакомка».

  1. ^ Звуковые повторы – один из ритмических компонентов.

Звуковой символизм в стихотворениях В. Хлебникова «Бобэоби – пелись губы» и К. Бальмонта «Челн томления». Звук как основная семантическая единица. Сопоставление текстов с учетом принадлежности В. Хлебникова к футуризму, а К. Бальмонта – к символизму.

  1. ^ Анализ ритма стихотворения А. Ахматовой «Он любил три вещи на свете…».

Отступления от идеальной метрической схемы. Характеристика рифмы и строфики.

  1. Ритм художественной прозы.

Произведение как отрасль современной науки о литературе. Компоненты прозаического ритма. Анализ ритма рассказа А. Чехова «Черный монах».

^ 5. Ритмическая закономерность повторов в рассказе Ю. Казакова «Плачу и рыдаю».

Имитация сказового ритма. Соотнесение ритмической и субъектной организации текста. Почему в рассказе, где основная точка зрения – мальчика Вани, рефреном повторяются тавтологические слова Елагина, они же выносятся в заглавие.

^ III. Субъектная организация произведения.

1. «Остранение» как способ воссоздания слов лошади в повести Л. Толстого «Холстомер». Своеобразие «проблемы точки зрения» в повести.

^ 2. Своеобразие смены «точек зрения» в «Поэме Конца» М. Цветаевой.

Осмысление различных контекстов в тексте, где отсутствуют прямая, косвенная речь, а диалог ведется не только с собеседником, но и лирической героиней самой с собой. Комментарий и интерпретация текста.

^ IV. Понятие интертекстуальности. «Чужое» слово в тексте.

1. Основные формы интертекстуальности в стихотворении И. Северянина «Классические розы». К каким произведениям «отсылает» указанное стихотворение. Сопоставление образа розы в стихотворении И. Северянина в текстах-источниках (протекстах).

^ 2. Формы заимствований в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный». Функции реминисценций в тексте. Цитация как признак постреалистического текста.


^ 4. Требования к знаниям и умениям студентов


Студенты должны знать:

- принципы организации художественного;

- принципы анализа литературного текста.


^ Студенты должны уметь:

- осуществлять анализ в заданном аспекте, а также комплексный анализ текста;

-сопоставлять тексты одного автора; разных авторов, принадлежащих к одному направлению; тексты, в которых воплощены разные эстетические принципы;

- узнавать по эпизоду (отрывку) стиль направления (течения, школы) и стиль автора.


^ 5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


а) Рубежный (текущий) контроль


Письменные работы


  1. Определить смысл заглавия и финала в следующих произведениях:

Л.Н. Толстой. После бала. Ягода.

А.П. Чехов. Женской счастье. Ну, публика! Дом с мезонином. Без заглавия.

Ю.П. Казаков. Адам и Ева. Плачу и рыдаю. Голубое и зеленое.

В.Г. Распутин. Уроки французского. Что передать вороне? Не могу-у…

Е.И. Носов. И уплывают пароходы, и остаются берега. Не имей десять рублей.

В.Н. Крупин. Прощай, Россия, встретимся в раю.


2. Охарактеризовать концепцию мира художника, которая нашла художественное отражение в одном из предложенных произведений (каждый студент выбирает для анализа одно из перечисленных произведений):

М. Ю. Лермонтов. Парус. Тамара. Кинжал.

В. А. Жуковский. Вечер.

А. С. Пушкин. Демон. Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»). Не дай мне бог сойти с ума…

Ф. И. Тютчев. Фонтан. Венеция.

А. А. Фет. Бабочка.

Н. А. Некрасов. Колыбельная песня.

А. В. Кольцов. Песня пахаря. Косарь.

И. А. Бунин. Родина. Ночь.


3. Выявить и охарактеризовать признаки литературного течения в одном из предложенных текстов (каждый студент выбирает для анализа одно произведение).

В. Я. Брюсов. Грядущие гунны.

К. Д. Бальмонт. Песня без слов. Я – изысканность русской медлительной речи…

З. И. Гиппиус. До дна.

А. А. Блок. Она пришла с мороза…

Ф. К. Соллогуб. Лунная колыбельная.

Н. С. Гумилев. Камень. Семирамида. О тебе. Слово.

И. Северянин. Весенняя яблоня. Интермеццо. Увертюра.

В. В. Хлебников. Мои глаза бредут, как осень… Собор грачей осенний…


^ 4. Выполнить конспект книги Б.А. Успенского «Поэтика композиции».


б) Итоговый контроль


Итоговый контроль состоит из двух частей – ответа на вопрос (теоретическая часть) и анализа текста (практическая часть).


Вопросы к зачету


  1. Анализ художественного произведения как литературоведческая дисциплина.

  2. Принципы и приемы анализа художественного произведения.

  3. Понятия «текст» и «произведение».

  4. Ритм художественного произведения.

  5. Своеобразие стихотворного ритма.

  6. Ритм художественной прозы.

  7. Субъектная организация произведения. Виды «образа-голоса»

  8. Лирические субъекты. Лирическое «Я», лирический герой.

  9. Герой ролевой лирики.

  10. Виды эпических субъектов.

  11. Проблема «точки зрения».

  12. Виды «точек зрения» в художественном произведении.

  13. Понятие «интертекстуальности». Чужое слово в тексте.

  14. Понятия «стиль» и «стилизация».

  15. Сказ как одна из разновидностей стилизации.



^ 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература


  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М., 1998.

  2. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2-х кн. Кн. 1: Литературное творчество. Литературное произведение. Кн. 2: Стихосложение. Литературный процесс. – М., 2004.

  3. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.


Дополнительная литература


  1. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. – М., 1962-1965.

  2. Краткая литературная энциклопедия в 9 томах. – М., 1979.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

  4. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  5. Волков И. Теория литературы. – М., 1995.

  6. Поспелов Г. Теория литературы. – М., 1978.

  7. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

  8. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.

  9. Гинзбург Л. О литературном герое. – Л., 1979.

  10. Гинзбург Л. О лирике. – М., 1974.

  11. Гинзбург Л. О психологической прозе. – М., 1977.

  12. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности. – М., 2002.

  13. Добин Е. Искусство детали. – М., 1975.

  14. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М., 2003.

  15. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. – М., 2002.

  16. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. Изд. 2-е. – М., 2004.

  17. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.. 1977.

  18. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М., 1997.


^ 4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4-а. Методические материалы к дисциплине

(Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям)


^ I. Рамочные компоненты текста.

Цель первого цикла практических занятий – отработать навыки анализа рамочных компонентов. Цикл состоит из четырех тем, которые посвящены постижению функции различных номинаций в тексте: от заглавия до форм имен собственных, встречающихся в тексте. Для анализа предложен материал от классицистической оды М. Ломоносова до постреалистических и постмодернистских современных произведений. Таким образом, исследование поэтики рамочных компонентов соотносится с постижением стилевой особенности литературного метода.


^ 1. Функции художественных номинаций

Цель: исследовать специфику и функции номинаций в классицистическом тексте.


Номинативная функция имени в классицистическом тексте. Заглавие как имя произведения в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийской» 1746 и 1748 г.г. М. Ломоносова. Признаки жанра, указанного в заглавии. Функция имен собственных в предлагаемых для анализа одах. Способы выражения номинации субъекта речи.

^ Методические рекомендации по подготовке к занятию:

В первую очередь необходимо повторить историко-литературный и теоретико-литературный материал о поэтике классицизма. Эти знания станут основополагающими при исследовании рамочных компонентов.

Второй этап работы – изучение теоретико-литературного материала по теме «Рама. Рамочный текст».

Полученные теоретические знания необходимо использовать при анализе конкретных художественных произведений. Необходимо соотнести заглавие од с концепцией, поэтическими принципами классицизма. Попытайтесь ответить на вопрос, зачем поэт обращается к одному и тому же жанру оды спустя 2 года, используя то же самое заглавие. Какие имена собственные, помимо имени императрицы, еще используются в произведениях? В каких частях текст? Какова их функция? Рекомендуется систематизировать имена по тематическим группам: государственные деятели, деятели искусств, географические заглавия, вымышленные имена и т.п.


Литература:

1. Багой Д.И. История русской литературы XVIII в. Любое издание.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.

3. Буало Н. Поэтическое искусство. – М., 1957 (или любое другое издание).

4. Бабеко Л.Г., Казарин Ю.В. Семантическое пространство текста и его анализ // Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. – Изд. 2-е. – М., 2004 г.

5. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

6. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

7. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

^ 2. Заглавие как «ключ» к пониманию текста.

На занятии осмысляются разные варианты заглавий рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

Цель: осмыслить заглавие как важнейший способ выражения авторского замысла.


Методические рекомендации к занятию:

Замысел рассказа впервые упомянут в Дневнике Толстого 9 июня 1903 г.: «Рассказ о бале и сквозь строй». Работа над рассказом «После бала» шла в августе 1903 г. Его первоначальные названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». При подготовке к занятию необходимо осмыслить композицию, идею произведения с учетом всех вариантов названия. Задача студентов при подготовке к занятию – понять, почему автор останавливается на названии «После бала». Как этому имени текста «подчиняются» все остальные компоненты.


Литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений в 90 тт. Т. 74.


^ 3. Имя в контексте литературной традиции.

Для анализа – рассказ Т. Толстой «Соня» и повесть Л. Улицкой «Сонечка». Семантическое значение имени и его форм в указанных произведениях.


^ Цель: соотнесение заглавия с эстетической концепцией и творческим методом автора.

Методические рекомендации к занятию:

При подготовке к занятию важно учитывать тот культурный контекст, который, безусловно, влияет на творчество современных художников. Очевидное «сближение» заглавий произведений Т. Толстой и Л. Улицкой с романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «отсылка» к образу Сони Мармеладовой. Для чего современные писательницы выбирают такое имя для своих героинь, и, тем более, выносят его в заглавие. Обратите внимание на разные формы употребления имени в заглавиях и в самих текстах произведений. Необходимо также учитывать, что художественные методы Т. Толстой и Л. Улицкой отличаются. Для этого ознакомьтесь с теорией и основными чертами постмодернизма и постреализма.


Литература:

  1. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. В 2 тт. Т.2. – М., 2003 (или другое издание).

  2. Скоропанова Л.С. Русская постмодернистская литература. – М., 2002.

3. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

4. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

5. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

  1. Функции эпиграфов в художественном тексте.

Цель: постижение авторского замысла в заголовочном комплексе «заглавие + эпиграф».

Эпиграфы как циклообразующий компонент в «Пушкинских эпиграфах» А. Тарковского. Осмысление поэтики эпиграфа в контексте отдельного стихотворения и в контексте всего цикла.


^ Методические рекомендации к занятию:

Прежде чем приступать к анализу функции и поэтики эпиграфов в цикле А. Тарковского, необходимо повторить материал «Рама. Рамочный текст», особенно об эпиграфе. Кроме того, важным этапом подготовки является изучение теории лирического цикла, т.к. здесь эпиграфы выполняют, помимо других, и циклоструктурирующую функцию. Анализ отдельных стихотворений цикла необходимо соотносить с циклом как завершенным произведением, объединяющим отдельные части в целое.


Литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Мирошникова О.В. Лирическая книга: архитектоника и поэтика (на материале поэзии последней трети ХIХ века). – Омск, 2002.


^ II. Ритм художественного текста

Цель второй темы, объединяющей несколько практических занятий, - постижение ритма художественного произведения. Необходимо понимать своеобразие и закономерности ритма стихотворного и прозаического, их отличие и взаимовлияние.


  1. ^ Закономерности стихотворного ритма.

Цель: выявить особенности стихотворного ритма.


Повторяемость как основной принцип стихотворного ритма. Различные трактовки понятий «ритм» и «метр». Компоненты стихотворного ритма. Для анализа – стихотворение А. Блока «Незнакомка».


^ Рекомендации по подготовке к занятию.

После повторения теоретического материла (ритм и метр) необходимо выявить основные ритмические закономерности в стихотворении А. Блока «Незнакомка». Соотнесение ритмических компонентов должно строиться на полной ритмической схеме стихотворения, сопоставления ее с метрической схемой. Рассмотрите место и частоту пиррихиев в каждой строфе. Можно ли говорить о некой закономерности распределения пиррихиев? Какие клаузулы использует поэт? Сохраняется ли один тип рифмовки и один тип клаузулы во всем стихотворении? В каком случае и с какой целью автор отступает от заданного ритма стиховых окончаний?

Можно ли разделить стихотворение на несколько композиционных частей? Как меняется ритмико-интонационное звучание в этих частях?

Опираясь на положения М. М. Бахтина, соотнесите ритм и интонацию в предложенном тексте. Обобщите, в чем своеобразие стихотворного ритма.


Литература.

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

5. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

7. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. – М., 1987 или СПб, 1996.



  1. Звуковые повторы – один из ритмических компонентов.

Цель: научиться анализировать фонетическую закономерность, основанную на аллитерации и ассонансе.


Звуковой символизм в стихотворениях В. Хлебникова «Бобэоби – пелись губы» и К. Бальмонта «Челн томления». Звук как основная семантическая единица. Сопоставление текстов с учетом принадлежности В. Хлебникова к футуризму, а К. Бальмонта – к символизму.


^ Методические рекомендации к занятию:

В аспекте заданной проблемы интересным и полезным может стать материал, предложенный в учебнике Ю.В. Казарина «Филологический анализ поэтического текста». С каким явлением – звуковым символизмом или фоносемантикой – мы имеем дело при чтении и постижении стихотворений В. Хлебникова и К. Бальмонта? Почему в стихотворении В. Хлебникова заданный фонетический ритм не сохраняется в финальном стихе? Как соотносится звукопись с идеей стихотворения К. Бальмонта?


Литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

5. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

7. Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – М., 2002.



  1. Анализ ритма стихотворения А. Ахматовой «Он любил три вещи на свете…»

Цель: выявить своеобразие стихов с дольником и силлабо-тонических стихов.

Отступления от идеальной метрической схемы. Характеристика рифмы и строфики.


^ Методические рекомендации к занятию:

Составьте полную ритмическую схему. В каких стихах и с какой целью наблюдается отклонение от идеальной метрической схемы? Какой размер использован автором в основном тексте стихотворения? В последнем стихе? О чем это свидетельствует? Какое «особое эстетическое переживание» удается передать автору с помощью такой ритмической организации? Подумайте, в чем своеобразие использованной автором рифмы? Как соотносится ритм с интонацией? Ответ на последний вопрос необходимо основывать на теории М. М. Бахтина.


Литература.

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

5. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

7. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. – М., 1987 или СПб, 1996.



  1. Ритм художественной прозы.

Цель: выявить своеобразие ритма художественной прозы.

Прозоведение как отрасль современной науки о литературе. Компоненты прозаического ритма. Анализ ритма рассказа А. Чехова «Черный монах».


^ Методические рекомендации к занятию:

Повторите материл о ритме художественной прозы. Каковы основные компоненты ритма художественной прозы? Какие компоненты ритма художественной прозы можно исследовать в рассказе А. П. Чехова «Черный монах»? Согласитесь ли вы с Шостаковичем, который писал: «Повесть «Черный монах» я воспринимаю как вещь, написанную в сонатной форме». Среди признаков сонатного аллегро композитор называл две контрастные темы: главную и побочную партии; столкновение двух эмоционально-образных потоков; трехчастную композицию (см. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. статей. – Л., 1974. – С.173.) Что придает произведению музыкальность?

Благодаря чему происходит смена интонации в рассказе? Как соотносится смена интонации со сменой «точек зрения»?


Литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

3. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. – М. ,2004.

4. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. статей. – Л., 1974.

5. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. – М., 1982.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

7. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. – М., 1987 или СПб, 1996.



  1. Ритмическая закономерность повторов в рассказе Ю. Казакова «Плачу и рыдаю».

Цель: выявить закономерности ритма лирической прозы.

Имитация сказового ритма. Соотнесение ритмической и субъектной организации текста. Почему в рассказе, где основная точка зрения – мальчика Вани, рефреном повторяются тавтологические слова Елагина, они же выносятся в заглавие.


^ Методические рекомендации к занятию:

Лирическая проза – наиболее приближенный к стиху прозаический жанр. В чем его особенности? Что сближает лирическую прозу со стихотворной лирикой и с эпической прозой? В чем отличие ритма лирической прозы от ритма эпических жанров? Соотнесите анализ смены ритма и интонации с проблемой «точки зрения».


Литература.

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

3. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. – М. ,2004.

4. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. статей. – Л., 1974.

5. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. – М., 1982.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

7. Поспелов Г.Н. Лирика: среди литературных родов. – М, 1976.

8. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.

9. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы. – Новосибирск, 1985.


III. Субъектная организация произведения.

Цель третьей темы занятий – научиться соотносить смену точек зрения с авторским замыслом. Овладение первыми темами практических занятий поможет студентам при исследовании субъектной организации. Особенно важно научиться выявлять смену интонаций и соотносить не только с объектом изображения, но и субъектом речи. В этом аспекте необходимо точно понимать, какие способы передачи «чужой речи» используются в тексте.



  1. «^ Остранение» как способ воссоздания слов лошади в повести Л. Толстого «Холстомер».

Цель: понять своеобразие приема остранения для передачи «мыслей и слов» лошади, охарактеризовать своеобразие субъектной организации текста.


Своеобразие «проблемы точки зрения» в повести.

^ Методические рекомендации к занятию:

В. Шкловский называл особенностью творчества Л.Н. Толстого активное использование приема «остранение». Как вы понимаете этот термин? Согласны ли вы с литературоведом? Как реализуется прием остранения в повести «Холстомер»? Кто является основным субъектом речи? Как соотносится этот образ с доминирующей точкой зрения? Чьи точки зрения еще встречаются в тексте? Как благодаря смене точек зрения выражается авторский замысел?


Литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Успенский Б.А. Поэтика композиций. – М., 2000.

5. Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006.

6. Шмид В. Нарратология. – М, 2003 или М., 2008.



  1. Своеобразие смены «точек зрения» в «Поэме Конца» М. Цветаевой.

Цель: выявление своеобразие субъектной организации в лирической поэме.


Осмысление различных контекстов в тексте, где отсутствуют прямая, косвенная речь, а диалог ведется не только с собеседником, но и лирической героиней самой с собой. Комментарий и интерпретация текста.


^ Методические рекомендации к занятию:

Лирическая поэма – новый жанр в русской поэзии, получивший развитие в ХХ веке. Дилогия «Поэма Горы» и «Поэма Конца» М. Цветаевой стала одним из ярчайших образцов этого жанра, наряду с «Про это» В. Маяковского, «Поэмой без героя» А. Ахматовой. В чем отличие лирической поэмы от традиционной лиро-эпической? Кто является основным субъектом речи в обеих жанровых формах? Охарактеризуйте лирического субъекта «Поэмы Конца». Чья точка зрения еще присутствует в тексте? Благодаря какому композиционному приему осуществляется смена точек зрения? Учитывая сложность смены точек зрения, рекомендуется при подготовке к занятию отмечать, кто (лирическая героиня или ее возлюбленный) произносят те или иные слова.


Литература:

1. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

2. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

3. Поспелов Г.Н. Лирика: среди литературных родов. – М, 1976.

4. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.


^ IV. Понятие интертекстуальности. «Чужое» слово в тексте.


Цель последнего цикла практических занятий – исследование произведений ХХ века в контексте литературной традиции. Проблема интертекстуальности стала одной из самых актуальных в литературоведении последних десятилетий, особенно под влиянием постмодернистской эстетики и теории постструктурализма. Важно научиться понимать, насколько опора на классические тексты позволят поэтам или писателям сформировать свой собственный стиль.


^ 1. Основные формы интертекстуальности в стихотворении И. Северянина «Классические розы».

Цель: осмыслить интертекстуальность в стихотворении И.Северянина «Классические розы».

К каким произведениям «отсылает» указанное стихотворение. Сопоставление образа розы в стихотворении И. Северянина в текстах-источниках (претекстах).


^ Методические рекомендации к занятию:

Какие традиционные для русской поэзии темы и проблемы поднимает И. Северянин в своем произведении? Какую функцию выполняет эпиграф? Как связана интертекстуальность в данном тексте с эстетической программой эгофутуризма? Осмыслите образ розы в литературе разных эпох, в том числе символической поэзии.


Литература:

  1. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

  2. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

  3. Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006.

  4. Хализев В. Теория литературы. – М., 1999. (или 2006).

  5. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. – М., 1999.

  6. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. – М., 2003.



^ 2. Формы заимствований в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный». Функции реминисценций в тексте. Цитация как признак постреалистического текста.

Цель: выявить интертекстуальные связи в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный», охарактеризовать реминисценцию.


^ Методические рекомендации к занятию:

Одна из отличительных особенностей стиля В. Маканина – активное использование реминисценций из классической русской литературы. Зачем автору нужен такой прием? Название рассказа «Кавказский пленный», с одной стороны, является заимствованием, «отсылающим» читателя к произведениям А. Пушкина, М. Лермонтова, Л.Толстого, а с другой стороны, в какой-то степени преодолевает сложившуюся традицию. Почему слово «пленник» В. Маканин меняет на «пленный»? В качестве исходной для выявления традиции мотива «плена» и связанных с ним в рассказе В. Маканина можно использовать анализ мотивного состава произведений XIX века, предложенный А.Л. Бемом в работе «К уяснению историко-литературных понятий». Ученый сопоставляет мотивы подобных в своих фабулах произведений («Кавказский пленник» Пушкина и Лермонтова, «Атала» Шатобриана) и приходит к следующим результатам (цитируется по кн. И.В. Силантьев «Поэтика мотива». – М., 2004. – С. 18-19): «Если мы припомним эти произведения, то невольно при акте сравнения их выделим нечто в них сходное, отвлеченное от их конкретного содержания; выделим тот, в данном случае, психологический остов, на котором держатся конкретные факты произведений. Этот остов, взятый в самой общей форме, в последней степени художественного отвлечения, может быть в данном случае сведен к словесной формуле: любовь чужеземки к пленнику Таков мотив, лежащий в основании взятых нами для примера произведений. Если мы начнем расчленять данный мотив, оставаясь всецело в рамках анализирующей мысли и не внося ни одного конкретного факта, то первоначально мотив может быть развит приблизительно так. Мотив: любовь чужеземки к пленнику; любовь возможна: 1) взаимная и 2) односторонняя (в данном случае – любовь чужеземки к пленнику). Вводим привходящий мотив, снующийся в основном: освобождение пленника чужеземкой; различаем возможности: 1) удачного и 2) неудачного освобождения, и далее, как развитие первоначального мотива, - смерть героини.

Сюжеты упомянутых произведений, следовательно, могут быть представлены в следующей схеме:

I. «Кавказский пленник» Пушкина:

^ Пленник Любовь (без Освобождение Смерть героини

Чужеземка взаимности) (удачное)


II. «Кавказский пленник» Лермонтова:

Пленник Любовь (без Освобождение Смерть героини

Чужеземка взаимности) (неудачное) и героя.

Кроме приведенных примеров, А.А. Бем рассматривает мотив любви чужеземки к пленнику в «Атала» Шатобриана, нас же на практическом занятии интересует развитие этого мотива в русской литературе, поэтому предложенную исследователем первой половины ХХ века схему рекомендуется учитывать при рассмотрении повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и рассказа В. Маканина «Кавказский пленный».

В чем отличие постмодернистской интертекстуальности от постреалистической? Как это связано с проблемой автора?


Литература:

  1. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

  2. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

  3. Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006.

  4. Хализев В. Теория литературы. – М., 1999. (или 2006).

  5. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. – М., 1999.

  6. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. – М., 2003.



4-б. Карта обеспеченности литературой по дисциплине
^

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или

иными информационными ресурсами


Образовательная программа ОП-02.01 – Русский язык и литература



^ Наименование дисциплин, входящих в образовательную программу

Кол-во экземпляров в библиотеке УГПИ

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Обеспеченность на 1 обучающегося

1

2

3

4

ДПП.ДС.4 Анализ художественного текста

IX семестр










Основная

31

  1. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие. – М., 2008

3,9

34

  1. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. – М., 2008.

4,1



Дополнительная

75

  1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

8,3

4

  1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста: Практикум. – М, 2004.

0,5

34

  1. Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006.

4,2

38

  1. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. – М., 2004.

4,7

8

  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2003.

1

35

  1. Михайлов Н.Н. Теория художественного текста. - М., 2006

8,4


4-в. Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов, оборудования, компьютерных программ и т.д.


1. Раздаточный материал для работы по анализу художественного произведения: тексты лирических стихотворных произведений, отрывки из эпических прозаических и драматических прозаических произведений.
Просмотров: 1464 | Добавил: thecipar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz