Засодимский Павел Владимирович
Служитель правды и добра
Наверное, нет такого вологжанина, который не слышал бы фамилии Засодимский.
Она появляется время от времени на страницах местной периодической печати, в
городе есть улица Засодимского – небольшая по протяженности, зато
расположенная почти в самом центре, между парком ВРЗ и Ильинской церковью,
памятником архитектуры XVII века. Да и сама фамилия эта созвучна привычным
жителю Вологодчины названиям: За-содимский – живущий за речкой Содимой (или,
в более привычном современном написании, Содемой). Одна речка с таким
названием течет в черте города Вологды, на другой, при впадении ее в Сухону,
стоит город Кадников. Правда, «быть на слуху» еще не значит «осознанно
восприниматься». Далеко не каждый вологжанин хорошо представляет, кто такой
Павел Владимирович Засодимский, чем он примечателен и почему заслуживает
уважения потомков. Между тем право пусть на негромкую, но добрую славу этот
человек, несомненно, заслуживает. У вологжан особенно, потому что его жизнь
тесно связана с Вологодским краем.
Мать Павла
Засодимского принадлежала к старинному роду вологодских дворян Засецких,
владевших подгородными имениями Фоминское (ныне Молочное), Новое и Чичулино.
Дед писателя по отцовской линии был сыном бедного сельского дьячка из-под
Кадникова. Снедаемый жаждой познания, он по собственному почину отправился в
Москву, окончил Славяно-греко-латинскую академию, слушал лекции в Московском
университете; вернувшись на родину, преподавал в Вологодской семинарии,
служил на чиновничьем поприще, удостоился звания именитого гражданина и
получил право на потомственное дворянство. По мнению П. В. Засодимского,
склонность к писательству он унаследовал именно от деда, увлеченно
предававшегося литературным занятиям.
Родился
писатель в 1843 году в Великом Устюге. Детство его прошло в Никольске, где
служил отец, и в имении матери Миролюбово, находящемся в 400 верстах от
Никольска. Получив хорошее домашнее образование, он окончил Вологодскую
гимназию, начал учиться в Санкт-Петербургском университете, но вынужден был
оставить его, потому что обедневшая дворянская семья не имела средств для
содержания сына-студента. Начались годы лишений и скитаний по России. В
поисках заработка постепенно определился основной род занятий Засодимского –
литературная работа. Сотрудничал писатель главным образом с журналами
демократической ориентации: «Дело», «Отечественные записки», «Слово»,
«Русское богатство», что определяло круг его знакомств, а порой приводило и
к преследованиям со стороны властей. Засодимский не порывал связи с родным
краем и, когда появлялась возможность, бывал в Вологде, обычно весной или
летом. В 1878 году он путешествовал по Зырянскому краю, входившему тогда в
состав Вологодской губернии, по собранным в этой поездке материалам написал
цикл очерков «Лесное царство». Лето 1879 года Засодимский проводит в имении
Горка близ Кадникова, принадлежащем его родственнице Е. П. Даниловой.
Впоследствии он бывает здесь неоднократно, используя несуетливый усадебный
быт для напряженного литературного труда. В начале 1890-х годов Вологодская
губерния становится местом ссылки Засодимского. После возвращения из нее в
Петербург писатель у себя на родине больше не бывает. Последние годы его
жизни прошли в Новгородской губернии. Там он и умер в 1912 году. Его могила
находится в селе Опеченский Посад, у стен церкви Успения Пресвятой
Богородицы.
Что же касается личностных
качеств писателя, то они выразительно описаны одним из его младших
современников.
5 мая 1913 года в газете
«Вологодский листок» появилось стихотворение «Памяти П. В. Засодимского»,
приуроченное к годовщине со дня смерти писателя-земляка. Его автором был
известный в Вологде журналист и поэт Михаил Швецов. Стихотворение не совсем
свободно от гражданской риторики, но в нем нетрудно уловить и биение живого
чувства. Несмотря на то что в подобного рода стихах идеализация –
закономерный художественный прием, здесь нет незаслуженных похвал.
Литературный портрет Засодимского, написанный Швецовым, соответствует
истине.
Я только в жизнь еще вступал,
Когда с писателем маститым,
Борцом за светлый идеал,
Не шедшим по тропам избитым,
На краткий миг мой путь совпал.
Был
ласков взгляд лазурных глаз,
Чуть потускневших от страданий,
И без надуманных прикрас
Горел и теплился рассказ
Из добровольческих скитаний.
Он молод
был в великий год,
Когда раскованный народ
Из клети, темной и убогой,
И власть, нашедшая оплот,
Шли на восток одной дорогой.
И если
сверстников влекло
К пригоркам жизненной удачи,
То, одаренный их богаче,
Иные ставил он задачи
И юношей ушел в село.
И чист кристалл
его души,
Служившей преданно отчизне,
И долго зревшие в тиши
Его созданья хороши
Наивной искренностью жизни.
Служитель
правды и добра
Не знал насилью оправданий,
Был глух для звона серебра
И чужд фальшивящих исканий
Фигляров мысли и пера.
Познакомились они,
вероятно, во второй половине 1891-го или в 1892 году, когда Засодимский
отбывал ссылку в Вологодской губернии за речь, произнесенную на похоронах Н.
В. Шелгунова, публициста и литературного критика
революционно-демократического толка. Гимназисту Швецову тогда было 16-17
лет, Засодимский вплотную приблизился к пятидесятилетнему рубежу и
действительно имел репутацию маститого литератора как автор злободневных по
проблематике романов, повестей, рассказов и очерков, сотрудник толстых
столичных журналов.
«Борьба за светлый идеал»
была программной установкой и жизни, и творчества Засодимского. В
предисловии к двухтомному собранию своих сочинений, вышедшему в 1895 году,
он так объяснил многолетнюю приверженность литературному труду: «Я писал
потому, что всегда был убежден и теперь убежден в том, что я по мере моих
сил исполняю известную часть общей работы, забрасывая в душу читателя добрые
чувства и мысли: любовь к ближнему, отвращение к злу, к насилию и
сострадание к несчастью…» В правдивости этих слов нетрудно убедиться, читая
произведения, написанные Засодимским. Они могут дать повод для критики с
литературной точки зрения, но чистота авторских помыслов сомнений не
вызывает, их писал нравственно здоровый человек.
Примечательно, что «общая работа», о которой говорит Засодимский, не
ограничивалась для него писательским словом. В конце 1872 года он
учительствовал в селе Большие Меглецы Новгородской губернии. Летом 1891
года, только прибыв в Вологду на правах ссыльного, сразу же приступил к
сбору средств в помощь голодающим. А живя в Петербурге, из года в год
устраивал на своей квартире для детей «из подвалов» рождественские елки – с
угощением, подарками, играми. Его трепетная забота о детских душах нашла
отражение и в литературном творчестве. Засодимский – один из наиболее
известных детских писателей своего времени, автор неоднократно издававшихся
сборников «Задушевные рассказы» и «В зимние сумерки».
Действительно ли Засодимский, как утверждает Михаил Швецов, не шел «по
тропам избитым»? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ.
Первопроходцем в литературе или в практической деятельности на благо
общества его трудно назвать. В жизни и творчестве писателя отчетливо
проявились тенденции, характерные для России второй половины XIX века. У
него было несомненное, но скромное писательское дарование, не отмеченное
печатью неповторимости, оригинальности. Он был не столько
художником-творцом, сколько литератором-тружеником. Наиболее естественно его
талант воплощался в социально-бытовой прозе с отчетливо выраженными
публицистическими, обличительными установками. Примером тому служат его
романы «Хроника села Смурина», «По градам и весям», «Грех», повести
«Волчиха», «Темные силы», «Пропал человек». В них изображается
разрушительное вторжение буржуазных отношений в жизнь патриархальной
деревни, быт городских низов, трагические судьбы одиночек, желающих жить «по
душе».
И проблематика произведений
Засодимского, и литературные формы, в которых она воплощалась, несли на себе
печать не только свободного творческого выбора, но и велений времени. Как
писатель Засодимский сформировался в пореформенную эпоху, когда «великая
цепь», распавшись, ударила «одним концом по барину, другим по мужику».
Инициировавшее реформы правительство и «раскованный народ» недолго «шли
одной дорогой». Более того, их совместное шествование по этой дороге очень
скоро обнаружило свою иллюзорность. Тогда и началось «хождение в народ»
дворянской и разночинской интеллигенции, испытывавшей чувство «вины» перед
обездоленными трудовыми массами. Ее увлекала идея «крестьянского
социализма». Она, эта интеллигенция, пыталась дать народу то, чего не могли
и не хотели дать власти предержащие. Засодимский в этом общественном
движении участие принимал, народнические воззрения во многом разделял, в
народнических изданиях сотрудничал, в «добровольческих скитаниях по градам и
весям» провел не один месяц, но народником в полном смысле так и не стал. Он
относился к тому типу деятелей, которые твердо следуют своим убеждениям, не
поступаясь ими во имя отвлеченных целей, групповых интересов, тактических
соображений и личных выгод. «Пригорки жизненной удачи», «звон серебра» и
«фальшивящие искания фигляров мысли и пера» – все это не имело в глазах
Засодимкого цены. Убеждения его базировались не на политических или
экономических теориях. В них главное место занимали деятельное
человеколюбие, стремление к добру и нравственному благополучию вопреки
сиюминутным выгодам и далеким перспективам, сколь многообещающими бы они ни
были. Вот эту стойкость личности перед лицом идейных, социальных,
литературных соблазнов и имел, вероятно, в виду Михаил Швецов, когда писал о
нежелании Засодимского следовать «по тропам избитым».
Есть такое понятие – светлый человек. Павлу Владимировичу Засодимскому оно
подходит как нельзя более.
Сергей БАРАНОВ,
к.ф.н., профессор,
зав. кафедрой литературы ВГПУ