Главная
Регистрация
Вход
Четверг
19.09.2024
05:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

  
Главная » 2013 » Август » 2 » История литературы. Урок 7. Художественные средст
19:42
 

История литературы. Урок 7. Художественные средст

Цереалфэйс
Теоретически, это занятие должно было выйти в позапрошлую субботу, и тем не менее мы начинаем очередную лекцию из цикла "история литературы" или "как всё было на самом деле".

На этом занятии мы поговорим о том, что позволяет автору передать читателю необходимое настроение. Ведь настроение - это одно из самых важных составляющих хорошего произведения. И так как к каждой книжке нельзя приставить комментатора, который бы при помощи палки и пряника рассказывал, как именно нужно читать то или иное место, то автору приходится обходиться собственными силами. И оказывается, что способов обойтись своими силами есть превеликое множество. Необязательно использовать их все, даже более того - необязательно их знать. Однако понимание и управление этими способами может не раз спасти жизнь вашему произведению.
Итак, тема нашей сегодняшней лекции

Художественные средства выразительности.
Для начала немного науки. Средства выразительности - это система выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определенное словесное целое, другими словами - тот интонационно-синтаксический строй художественной речи, который определяется в конечном счете характером данного стиля и тех жанров, которые в этот стиль входят.
Ух ты. Человек, которому под силу произнести это без запинки, мог бы работать учителем или даже автоответчиком.
Если говорить простыми словами, то в жизни способ построения фразы сильно зависит от нашего настроения. Как правило, в задумчивой меланхолии человек говорит много, но используя малое количество глаголов. В минуты гнева фразы очень короткие и наполнены по большей частью средствами экспрессивной окраски. Регулируя некоторые параметры своей речи мы можем менять если не настроение, то хотя бы впечатление. То же касается и письменной речи. Небольшая коррекция привычного порядка слов может создать гнетущую или радостную атмосферу.
По масштабу коррекции можно выделить четыре типа средств выразительности: орфографические, морфологические, семантические и структурные.

Орфографические средства выразительности уходят корнями в глубокое прошлое, когда умеющих читать людей можно было пересчитать по пальцам. Остальные люди были вынуждены запоминать текст по памяти, для чего эту память приходилось сильно напрягать. Для того, чтобы запомнить сложные сочетания слов и предложений, они связывались фонетически. На созвучиях и простейших рифмах строились пословицы и поговорки, вроде "ехал грека через реку, видит грека в реке рак" или "ня, ня, ня, неко ня, ня, ня". Подобные конструкции за счёт своей внутренней музыкальности и ритмичности запоминались лучше всего. Сейчас перед человечеством уже не стоит обучить малограмотного мужика основам землепашества, однако до сих пор считается, что хорошее стихотворение должно запоминаться.
Есть три простых формы орфографической выразительности. Это анафора, ассонанс и аллитерация.
Анафора - это когда в начале каждого параллельного ряда (например, строчки) стоит одинаковый набор звуков. Вроде известного стихотворения Арсения Тарковского, "
Пляшет перед звёздами звезда":

"Пляшет перед звёздами звезда,

Пляшет колокольчиком вода,

Пляшет шмель и в дудочку дудит,

Пляшет перед скинией Давид.

Плачет птица об одном крыле,

Плачет погорелец на золе,

Плачет мать над люлькою пустой,

Плачет крепкий камень под пятой."


Кстати, если попробуете поискать это стихотворение, то яндекс первой ссылкой выдаст это стихотворение в дописанном виде. Плохие люди вообще очень любят дописывать чьи-то хорошие стихотворения.
Но суть не в этом. А в том, что постоянно повторяемые слова зарождают у читателя подозрение, что автор хочет что-то ему сказать. И вероятнее это что-то неким образом связано с повторяющимися словами. К тому же, анафора - это отличный способ соединить вместе разрозненные строчки. Сразу появится композиция, целостность, все дела.
Ассонанс - это повторение гласных звуков в высказывании. Допустим, "лунной ночью гулко воют волки". Многократное повторение "о" и "у" помогает читателю представить это завывание, холод, лунный свет, лес, читатель понимает, с каким настроением лирический герой входит в текст.
Аллитерация - это почти то же самое, только с согласными. "Сосед отсыпал сахару песку. В песчаной пляске шелестение змея". Повторяющаяся "с" передаёт будничность момента, живо представляется эта картина: стоит лысоватый сосед с лоснящимися штанами и пересыпает сахар. Нарастающее количество шипящих передаёт напряжение. Вот он - змей, вот оно шипение, вот шелест.
Также одним из средств выразительности можно считать преднамеренные ошибки. Когда человек пишет некоторые строки в стихотворении не с заглавной буквы, как полагается, то это как правило подразумевает, что должен уменьшаться промежуток между строками, темп повествования ускоряется, а напряжение возрастает. Тот же эффект может придавать постепенное исчезновение знаков препинания. И наоборот - избыточные знаки могут подразумевать замедленность повествования, задумчивость, резкие обрывы фраз. Наконец, могут иметь место орфографические ошибки, которые на самом деле указывают читателю на самое важное место в тексте. Но это уже признак особенной крутости автора. Некрутому автору лучше такими приёмами не пользоваться.

Про пользу отсутствия запятых

Вторая группа - морфологические средства выразительности.
Это всем известные метафоры, гиперболы, метонимии и иронии. Их даже описывать смысла нет.
Развитие этой группы ведётся с настолько древних веков, что страшно даже представить, насколько давно всё это началось. Так что лучше я не буду об этом говорить.

Третья группа - семантические или смысловые средства.
Это уже гораздо интереснее, потому что помимо стандартных средств, помогающих по большей части композиции (к примеру, построение текста вокруг антитезы или вопросно-ответной структуры) существует такое понятие, как мемическая насыщенность речи.
Дело в том, что меметика, как наука, появилась от силы сотню лет назад, а понятие мема, или единицы передачи культурной информации, и вовсе стало популярным за последние пару десятков лет. Таким образом, если раньше автору приходилось следовать наитию, чтобы прийти к мемической насыщенности, то теперь можно абсолютно сознательно встраивать в речь некоторые специальные формы. Я говорю не только о луркоязе. Ведь мем - это единица произвольной культурной информации, передаваемой посредством имитации. Таким образом, изображая некую культурную среду, мы автоматически наполняем текст большим количеством мемов, которые у знакомого с ними читателя формируют готовую картину творчества.
К примеру, если в тексте упоминается пьяный муж и сковородка, читатель улыбается. Если говорится про собачку и груз на шее, то он грустит. Управляя ожиданием читателя, можно заставлять его по-разному реагировать на обстоятельства. Если Герасим не топит Му-му, а взамен этого происходит что-то радостное и жизнеутверждающее, то настроение текста резко контрастирует с ожиданием, что заставляет радоваться куда больше.
Или вот другой пример: всем известен тот факт, что коты любят спать во всяких коробках и прочих неподходящих местах. При этом человек может даже не иметь кошки и ни разу в жизни не видеть процесса её сна, однако сам мем ему известен, он входит в его систему знаний и смысловых ориентиров. Именно поэтому когда он видит шутку, построенную на таком меме, то моментально понимает, в чём дело, и соглашаясь улыбается: да-да, было дело, знаю я такое.

Кот в магазине

Многие учёные считают, что за мемами будущее информационных технологий. Не знаю, насколько это верно, но выглядит правдоподобно.

Четвёртая группа - структурные средства выразительности.
Как правило, если читатель знакомится с произведением автора, то у него есть текст, который он неким образом считывает. Это может быть книжка, аудиозапись или даже пупырки Брайля. Но до недавнего времени почему-то считалось, что текст - это просто способ донести авторскую мысль. Потребовались периоды острого декаданса, импрессионизма и экспрессионизма, чтобы автор наконец научился работать не только над текстом, но и с текстом. Зато после всего того безобразия появились Борхес и Фаулз.
Конечно идея писать стихотворение в виде какой-нибудь геометрической фигуры были известна и раньше. Но в те времена это считалось эдакой придурью, редкой игрушкой. Только в двадцатом веке символисты и авангардисты начали писать эти тексты массово.
Только в двадцатом веке лирический герой стал не бездушной куклой, а вполне законченным персонажем, который вполне может возмутиться происходящим вокруг него безобразием и потребовать у автора немедленно всё это прекратить. До этого тоже появлялись рассказы про рассказчиков и песни про певцов, однако это было ужасно редким делом.
Только в двадцатом веке авторы стали использовать анафору не только как средство для построения композиции, но и для того, чтобы показать своё отношение к герою. Люди и раньше переставляли местами слова в предложениях вплоть до инверсии, чтобы они лучше выглядели с ритмической точки зрения, но как способ заставить читателя по-другому видеть текст, как то делал Хармс, это появилось весьма недавно.

Инверсия как средство художественной выразительности
Кстати, у Ринго Старра (на фото - нижний справа) сегодня день рождения! Давайте вместе за него порадуемся.

Также среди структурных средств выразительности есть один интересный приём, позволяющий читателю более наглядно представить описываемое событие. Это - иллюстрация. Как картинка, она была известна ещё в незапамятные времена, когда люди начали иллюстрировать первые религиозные (а других в то время и не водилось) книги. С течением времени люди научились пользоваться интернетом и пеинтом, так что теперь любой человек может проиллюстрировать свои мысли при помощи картинки, или даже анимации. Вот такие чудеса науки.


Вкратце давайте повторим всё, что я сумел наскрести в своей (и не только) памяти.
Есть четыре группы средств художественной выразительности:
- Орфографические
- Морфологические
- Семантические
- Структурные
Не сказать, что знание и использование всех этих средств обязательно для литератора. Даже наоборот: многие из них были изобретены лишь недавно. Относительно недавно. Тем не менее, если вы хотите разнообразить свою литературную жизнь, но не знаете, как сделать текст интересным, стоит вспомнить о чём-нибудь из вышеописанного.
Просмотров: 272 | Добавил: thecipar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz