Проза
Древнего Египта
Литература Древнего Египта (наряду с
шумерской) - древнейшая в мире.В ней всё происходит впервые : рождаются
художественная проза и стих,появляются сюжеты,темы и образы,которые,переходя
от народа к народу,дойдут и до нашего времени.Египетская проза возникла
из надписей на гробницах вельмож,например таких : " Я давал хлеб
голодному и одеяние нагому...Я никогда не говорил ни о ком плохого власть
имущему,ибо я хотел,чтобы хорошо мне было у Бога великого...Я хоронил
не имевшего сына своего.Я делал лодку не имевшему лодки.Я почитал отца
моего и был нежен к матери моей..."
Похожие фразы - своего рода направления,как следует держать себя в загробном
мире, - встречаются и в "Книге мёртвых" (её египтяне клали
в гробницы).Одна из глав этой книги описывает суд Осириса над умершим,где
"подсужимый" произносит :
Я
не чинил зла людям.
Я не нанёс ущерба скоту.
Я не совершил греха в месте Истины.
Я не творил дурного.
Я не убивал.
Я не приказывал убивать.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не сквернословил.
Я не давил на гирю.
Я не плутовал с отвесом.
Я не отнимал молока от уст детей.
Я чист,я чист,я чист,я чист!
(Перевод М.А.Коростовцева.)
В надписях к таким самовосхвалениям
и самооправданиям добавлялись упоминания о деяниях усопшего.Постепенно
из этих кратких рассказов развились более подробные повествования.Некоторые
были столь увлекательны,что их стали читать и переписывать,а затем подражать
им – писать истории,которые уже не были надгробными надписями,но стпоились
так же.
Наиболее знаменитая из подобных историй
– «Рассказ Синухе» (XXI –
XVII
вв. до н.э.).Как и в надгробных надписях,его герой повествует
о себе сам.Когда пришло известие о смерти фараона,он сопровождал царевича
в военном походе.Наследник уехал в столицу,а Синухе из подслушанного
разговора узнал о заговоре против царевича.В панике Синухе бежал в пустыню:
"...задыхался я,горло моё пылало,и я подумал: "Это вкус смерти"".Его
принял к себе один из азиатских народов.Позднее он сблизился с князем
из палестины и женился на его дочери.
С годами Синухе начал тосковать по родине,погребение на чужбине страшило
его.Фараон,которого он покинул в трудную минуту,прислал ему дары и письмо,где
уверял,что не держит на него зла.Синухе возвратился в Египет,трепеща,явился
к фараону и был встречен приветливо,хотя и с насмешкой: "Смотри,вот
пришёл Синухе,он как азиат,он превратился в кочевника".Заканчивается
повесть описанием милостей,которыми царь осыпал Синухе.Приключения героя
захватывающи,но не фантастичны:он живёт в мире,хорошо знакомом первым
читателям произведения.
Совсем об ином мире рассказывают
египетские сказки. В “Сказке о двух братьях” сердце человека прячут
на вершине дерева, и он умирает . когда дерево срубают. В “ Сказке о
потерпевшем кораблекрушение” человек на необитаемом острове разговаривает
с гигантским змее . В “Сказках сыновей фараона Хуфу” заклинание оживляет
вылепленную из воска фигурку крокодила. По-видимому, эти сказки “Обреченный
царевич”:” Крокодил схватил его на том самом месте ,где имел пребывание
водяной дух. Крокодил сказал ему :”Я твоя судьба , преследующая тебя.
Вот уже полных три месяца, как
я сражаюсь с водяным духом…”
“Книги пирамид”
К памятникам литературы
Древнего царства (3 тысячелетие до н. э. ) относится “ Книги пирамид
“ – надписи в погребальных помещениях пирамид , адресованные покойному.
Эти надписи сообщали ему магические формулы и указывали на те действия,
которые он должен совершить в загробном мире. Уже в этих первых текстах
выражается главная тема древнеегипетской литературы : культ мертвых
, борьба со временем , преодоление смерти и достижение вечной жизни.
При анализе текстов в них обнаруживаются фольклорные (формульные) художественные
средства : повторы, употребление архаизмов, параллелизм, аллитерации-
созвучия согласных
.
“Книга мертвых”. Дидактическая
литература.
Традиция “Книг мертвых” была продолжена
в “Книгах саркофагов” и в “Книге
мертвых” . В последней важное место отводиться оправдательным речам
умершего перед судом загробного царства во главе с богом Осирисом. Обращаясь
к 42 богам- членам суда (по количеству грехов ) , умерший утверждает:”О
Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла! О Хетеп-седежет
, являющийся в Хераха, я не крал!” (далее: не завидовал, не грабил,
не убавлял от меры веса, не лицемерил , не святотатствовал , не лгал
, не крал съестного, не ворчал попусту, ничего не нарушил, не резал
коров и быков, принадлежащих богам, не захватывал хлеб в колосьях, не
отбирал печеный хлеб, не подслушивал прелюбодеяния, не совершал
непристойного, не угрожал и т. д.). Этот ряд- своего рода ключ к реконструкции
идеалов и характеристике тезауруса древних египтян. В этой “исповеди
отрицания” нет последовательности движения от главного к неглавному,
определенной сгруппированнрсти грехов, есть повторы, близкие по смыслу
формулы.
Тот же результат дает анализ еще одного
типа текстов – надписей на могильных плитах, где от лица покойного сообщалось
его имя, титулы, говорилось о заслугах перед фараоном , благих деяниях.
Например, надпись на захоронении жреца Шеши “ Я творил истину ради ее
владыки , я говорил истину, поступал правильно, я говорил хорошее и
повторял хорошее. Я рассужал
сестру и двух братьев , дабы примирить их. Я спасал несчастного от более
сильного…Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей
лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего своей лодки. Я уважал отца
моего , я был нежен к матери. Я воспитал детей их. Третий источник для
выводов – обширная дидактическая литература , где тот же материал выступает
в виде предписаний. Так, в приписываемом жрецу Исеси , относящемся к
Древнему царству , но дошедшем в редакции Среднего царства , отмечается
: “Ученостью зря не кичись! Н е считай, что один ты всеведущ! Не только у
мудрых – у неискушенных совета ищи. Искусство не знает предела. Разве
может художник достигнуть вершин мастерства?” и т.д.В этом тексте, который
был создан в ХХV
в. до н.э. впервые в мировой литературе появляется слово “ искусство”.
Исеси – одно из первых в мировой литературе писательских имен.