Главная
Регистрация
Вход
Четверг
19.09.2024
05:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

  
Главная » 2013 » Март » 28 » Проза Древнего Египта
06:18
 

Проза Древнего Египта

Проза Древнего Египта

Литература Древнего Египта (наряду с шумерской) - древнейшая в мире.В ней всё происходит впервые : рождаются художественная проза и стих,появляются сюжеты,темы и образы,которые,переходя от народа к народу,дойдут и до нашего времени.Египетская проза возникла из надписей на гробницах вельмож,например таких : " Я давал хлеб голодному и одеяние нагому...Я никогда не говорил ни о ком плохого власть имущему,ибо я хотел,чтобы хорошо мне было у Бога великого...Я хоронил не имевшего сына своего.Я делал лодку не имевшему лодки.Я почитал отца моего и был нежен к матери моей..."
Похожие фразы - своего рода направления,как следует держать себя в загробном мире, - встречаются и в "Книге мёртвых" (её египтяне клали в гробницы).Одна из глав этой книги описывает суд Осириса над умершим,где "подсужимый" произносит :

Я не чинил зла людям.
Я не нанёс ущерба скоту.
Я не совершил греха в месте Истины.

Я не творил дурного.

Я не убивал.
Я не приказывал убивать.

Я не совершал прелюбодеяния.
Я не сквернословил.

Я не давил на гирю.
Я не плутовал с отвесом.

Я не отнимал молока от уст детей.

Я чист,я чист,я чист,я чист!

(Перевод М.А.Коростовцева.)

В надписях к таким самовосхвалениям и самооправданиям добавлялись упоминания о деяниях усопшего.Постепенно из этих кратких рассказов развились более подробные повествования.Некоторые были столь увлекательны,что их стали читать и переписывать,а затем подражать им – писать истории,которые уже не были надгробными надписями,но стпоились так же.

Наиболее знаменитая из подобных историй – «Рассказ Синухе» (XXI – XVII вв. до н.э.).Как и в надгробных надписях,его герой повествует о себе сам.Когда пришло известие о смерти фараона,он сопровождал царевича в военном походе.Наследник уехал в столицу,а Синухе из подслушанного разговора узнал о заговоре против царевича.В панике Синухе бежал в пустыню: "...задыхался я,горло моё пылало,и я подумал: "Это вкус смерти"".Его принял к себе один из азиатских народов.Позднее он сблизился с князем из палестины и женился на его дочери.
С годами Синухе начал тосковать по родине,погребение на чужбине страшило его.Фараон,которого он покинул в трудную минуту,прислал ему дары и письмо,где уверял,что не держит на него зла.Синухе возвратился в Египет,трепеща,явился к фараону и был встречен приветливо,хотя и с насмешкой: "Смотри,вот пришёл Синухе,он как азиат,он превратился в кочевника".Заканчивается повесть описанием милостей,которыми царь осыпал Синухе.Приключения героя захватывающи,но не фантастичны:он живёт в мире,хорошо знакомом первым читателям произведения.

Совсем об ином мире рассказывают египетские сказки. В “Сказке о двух братьях” сердце человека прячут на вершине дерева, и он умирает . когда дерево срубают. В “ Сказке о потерпевшем кораблекрушение” человек на необитаемом острове разговаривает с гигантским змее . В “Сказках сыновей фараона Хуфу” заклинание оживляет вылепленную из воска фигурку крокодила. По-видимому, эти сказки “Обреченный царевич”:” Крокодил схватил его на том самом месте ,где имел пребывание водяной дух. Крокодил сказал ему :”Я твоя судьба , преследующая тебя. Вот уже полных три месяца, как я сражаюсь с водяным духом…”

“Книги пирамид”

К памятникам литературы Древнего царства (3 тысячелетие до н. э. ) относится “ Книги пирамид “ – надписи в погребальных помещениях пирамид , адресованные покойному. Эти надписи сообщали ему магические формулы и указывали на те действия, которые он должен совершить в загробном мире. Уже в этих первых текстах выражается главная тема древнеегипетской литературы : культ мертвых , борьба со временем , преодоление смерти и достижение вечной жизни. При анализе текстов в них обнаруживаются фольклорные (формульные) художественные средства : повторы, употребление архаизмов, параллелизм, аллитерации- созвучия согласных

.

“Книга мертвых”. Дидактическая литература.

Традиция “Книг мертвых” была продолжена в “Книгах саркофагов” и в “Книге мертвых” . В последней важное место отводиться оправдательным речам умершего перед судом загробного царства во главе с богом Осирисом. Обращаясь к 42 богам- членам суда (по количеству грехов ) , умерший утверждает:”О Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла! О Хетеп-седежет , являющийся в Хераха, я не крал!” (далее: не завидовал, не грабил, не убавлял от меры веса, не лицемерил , не святотатствовал , не лгал , не крал съестного, не ворчал попусту, ничего не нарушил, не резал коров и быков, принадлежащих богам, не захватывал хлеб в колосьях, не отбирал печеный хлеб, не подслушивал прелюбодеяния, не совершал непристойного, не угрожал и т. д.). Этот ряд- своего рода ключ к реконструкции идеалов и характеристике тезауруса древних египтян. В этой “исповеди отрицания” нет последовательности движения от главного к неглавному, определенной сгруппированнрсти грехов, есть повторы, близкие по смыслу формулы.

Тот же результат дает анализ еще одного типа текстов – надписей на могильных плитах, где от лица покойного сообщалось его имя, титулы, говорилось о заслугах перед фараоном , благих деяниях. Например, надпись на захоронении жреца Шеши “ Я творил истину ради ее владыки , я говорил истину, поступал правильно, я говорил хорошее и повторял хорошее. Я рассужал сестру и двух братьев , дабы примирить их. Я спасал несчастного от более сильного…Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего своей лодки. Я уважал отца моего , я был нежен к матери. Я воспитал детей их. Третий источник для выводов – обширная дидактическая литература , где тот же материал выступает в виде предписаний. Так, в приписываемом жрецу Исеси , относящемся к Древнему царству , но дошедшем в редакции Среднего царства , отмечается : “Ученостью зря не кичись! Н е считай, что один ты всеведущ! Не только у мудрых – у неискушенных совета ищи. Искусство не знает предела. Разве может художник достигнуть вершин мастерства?” и т.д.В этом тексте, который был создан в ХХV в. до н.э. впервые в мировой литературе появляется слово “ искусство”. Исеси – одно из первых в мировой литературе писательских имен.

Просмотров: 348 | Добавил: thecipar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz